18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем

Под большой выставочный проект о людях, норме и психическом здоровье — «ПНИ. Самая закрытая выставка России» — отведена половина экспозиционного пространства Нижегородского государственного художественного музея на площади Минина и Пожарского. Русскому искусству XX века пришлось потесниться в пользу маргинального искусства XXI века и очень важного не только в художественном, но и в этическом смысле совместного проекта фотохудожника Юрия Козырева, шестикратного лауреата премии World Press Photo, в прошлом известного военного корреспондента, и художника Алексея Сахнова, который с 1994 года живет в психоневрологическом интернате Петергофа.

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Инициатор и мотор проекта Нюта Федермессер упомянула любопытную деталь: разделенные на отсеки-палаты помещения музея и его длинные, похожие на больничные коридоры идеально подошли для выставки. Не так уж и далеки друг от друга миры социальных учреждений — открытого для публики художественного музея и спрятанного подальше от глаз, за глухую стену и окна с решетками, психоневрологического интерната. Перспектива музейного коридора с видеоработами и объектами вдоль стен без предупреждения переходит в больничный коридор на огромной фотографии Юрия Козырева — пугающая визуализация отсутствия границы между мирами.

Почувствовать себя лишенным дееспособности получателем социальных услуг нам предлагается прямо на входе. Здесь оборудована клеть с невзрачной больничной одеждой и обувью, которой государство обеспечивает своих проблемных граждан. Формально это не психиатрическая больница и не тюрьма, но сходство налицо. Наденьте застиранный халат и растоптанные шлепанцы, попробуйте пройти тест на дееспособность — кто знает, какие когнитивные или психические нарушения он выявит? Вполне может оказаться, что большинству из нас самое место в ПНИ.

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Это работает и в обратную сторону. Юрий Козырев устроил чуть ли не fashion-сессию в одном из интернатов — переодел его жителей в «цивильное», и вы не отличите многих из них от своих соседей или коллег. И кстати, посмотрите на себя в зеркало! По словам фотографа, все это «шоу» с переодеванием стало праздником для участников. Существование в интернате беспросветно регламентировано — любое изменение мучительного однообразия вызывает активный, живой интерес.

Три следующих зала, оформленные сеткой-рабицей, детально документируют разные аспекты жизни «за стеной»: прогулки, любовь, еда, общение, конфликт, тоска… Ряды малоформатных фотографий, сгруппированных по темам, складываются в неутешительный диагноз нам, полагающим себя здоровыми и дееспособными людям. «Мы зашли в комнату к детям, а они все качаются. Обхватят себя руками и качаются. И те, кто постарше, и совсем маленькие. Женщина нам объяснила, что так они себя успокаивают», — я подслушиваю разговор двух посетительниц. Дамы сравнивают «травмирующий» опыт посещения детского интерната с этой «эмоционально затратной» выставкой.

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Ужас остановившегося в «зазеркалье» времени был бы невыносим, но в последнем зале, обустроенном искусственным газоном и напоминающем игровую комнату, собраны иллюстрации того, как общественники и волонтеры «Региона заботы» меняют к лучшему жизнь особых людей, обитающих в особых домах. Открытость явно идет на пользу всем: и пациентам, и сотрудникам психоневрологических интернатов, и волонтерам. «Нам всем не хватает любви и заботы. Но кого-то из нас права на любовь лишила система. За что? — ведет экскурсию Нюта Федермессер. — Мы представляем для тех, кто живет в интернатах, намного большую опасность, чем они для нас. А они переполнены любовью, которую им не на кого расходовать. Они нас ждут, нам радуются, нас прощают, раз за разом…»

Зал на втором этаже музея полностью отдан арт-студии петербургской благотворительной организации «Перспективы», которая с 2001 года работает на территории интерната № 3 в Старом Петергофе, под выставку «Музей перспектив. Открытое хранение». За долгие годы накопилось обширное собрание произведений, объектов и оригинальных работ художников. Объединить в экспозиционный проект работы многочисленных, очень непохожих между собой авторов, художественную и документальную фотографию Юрия Козырева, скульптуру Алексея Сахнова оказалось трудной кураторской задачей. Только четвертый из приглашенных в проект «ПНИ. Самая закрытая выставка в России» кураторов рискнул работать с «токсичной», больной для общества темой. Георгию Никичу удалось пройти по границе между мирами, сделать выставку безоговорочно цельным художественным высказыванием.

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

«Сразу возникает вопрос: это пациент или художник, получатель государственных услуг или создатель, автор оригинального собственного мира? Потому что условия его жизни и способы его жизни де-факто очень современны. Обычный художник живет в „светской“ действительности на выставках, в Союзе художников, на художественном рынке, а художники, представленные здесь, осуществляют себя в маргинальной ситуации: они не думают о художественном рынке, о материальном, потому что не имеют возможности самообеспечения за счет творческой работы. Их творчество естественно. Чаще всего они не знакомы с историей искусства, с современным контекстом, у них нет идеи карьеры. Это чистая самореализация, преодоление, выход за границы собственной жизни», — объясняет куратор выставки Георгий Никич.

Границы художникам навязываются извне — нашим отношением и бюрократическими ограничениями. Графика Юлии Косульниковой приехала за день до открытия, работы пришлось буквально с боем изымать у администрации интерната. Юлия Косульникова уже довольно известный автор с собственной манерой и стилем, участвовала в Уральской индустриальной биеннале, выставлялась на «Винзаводе», в Еврейском музее и центре толерантности, ее работы есть в коллекции Русского музея. Она делает искусство из своего окружения. Все, что попадает в ее ограниченное поле зрения: больничная палата или быт интерната, — может стать сюжетом картины, перерабатывается в изображение, обобщается и наполняется смыслом. И эти обобщения не всегда совпадают с административными представлениями об искусстве.

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Хотя участники выставки, по словам куратора, далеки от художественного контекста, их работы ярко представляют современные художественные стратегии от ар-брют до вполне концептуалистского по духу документирования, кодификации реальности и даже видео-арта. Перед нами целая галерея зрелых авторов с нетривиальным взглядом на мир и сформулированным творческим методом.

Невозможно пройти мимо эффектных картин Ильгара Наджафова (1974–2021). К сожалению, талантливый художник рано умер от коронавируса. Но жизнь неистово полыхает цветом на его графических листах, завязывается в наэлектризованные узлы, в ориентальный орнамент рыб, змей, каких-то инфузорий и Конфуция, «обед для которого съела моя маленькая мама» (название одной из работ).

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Прямо напротив выхода из зала на втором этаже — постоянная экспозиция музея. Захожу и упираюсь в «Орхидеи» Наталии Гончаровой. Интересно, знал ли Ильгар Наджафов о лучизме? Может быть, и знал. Как он вообще стал художником и сформировался бы, как и многие другие участники этой выставки, художником, если бы он не провел свою жизнь за стенами психоневрологического интерната, преодолевая телесные границы недуга и социальный обскурантизм?

Посетителей на открытии так много, что художники — участники выставки в сопровождении волонтеров теряются в толпе. Здесь они практически неотличимы от нас. И это еще одно визуальное подтверждение гуманистического посыла проекта «ПНИ»: особые люди — это просто люди, поставленные жизнью в особые обстоятельства. Как заключил куратор Георгий Никич, «каждый свободный человек должен ощущать себя хозяином судьбы, в которой он волен, а не той судьбы, которую ему навязала организация, — об этом вся выставка».

Нижегородский художественный государственный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России»
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+