18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями

Картина без названия, приписываемая Наталье Гончаровой, является одной из работ, которые, как сообщается, были изъяты в Париже. Фото: TAN
Картина без названия, приписываемая Наталье Гончаровой, является одной из работ, которые, как сообщается, были изъяты в Париже.
Фото: TAN

Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле

Более 100 произведений, атрибутируемых кисти знаменитых русских авангардистов, были изъяты французскими судебными приставами из арт-лаборатории в Париже. Это случилось в феврале, сообщил адвокат коллекционера, у которого изъятые картины, как предполагается, были украдены ранее. Изъятие произошло по судебному иску коллекционера.

Юрист международной фирмы Dentons во Франкфурте представляет интересы Усмана Хатиба, коллекционера, бизнесмена и инвестора палестинского происхождения, проживающего в Израиле. По словам адвоката, стоимость конфискованных работ оценивается в более чем €100 млн. Среди них полотна, приписываемые Наталии Гончаровой, Василию Кандинскому и Казимиру Малевичу.

В парижской лаборатории была изъята картина без названия, приписываемая Казимиру Малевичу, на которой изображены три человека перед домом. Фото: TAN
В парижской лаборатории была изъята картина без названия, приписываемая Казимиру Малевичу, на которой изображены три человека перед домом.
Фото: TAN

Кто именно поместил эти картины в лабораторию, не сообщается, однако известно, что в 2019 году они были украдены со склада Хатиба в Висбадене. The Art Newspaper ознакомилась с подтверждающими это немецкими судебными документами.

Рейд в Париже последовал за аналогичной операцией на складе во Франкфурте в прошлом году, когда судебные приставы конфисковали сотни произведений искусства, которые, по словам представителей Хатиба, были у него украдены ранее. Адвокат не назвал точную цифру, но сообщил, что в общей сложности было обнаружено «несколько сот» работ.

Задержание нынешнего года — всего лишь один из эпизодов этой запутанной истории, подробности которой изложены на сайте компании LitFin, нанятой коллекционером.

Арт-дилер Ицхак Заруг, владевший галереей SMZ в Висбадене и 1,8 тыс. произведениями русского авангарда. Фото: TAN
Арт-дилер Ицхак Заруг, владевший галереей SMZ в Висбадене и 1,8 тыс. произведениями русского авангарда.
Фото: TAN

Все началось с того, что в 2015 году Усман Хатиб стал клиентом израильского арт-дилера Ицхака Заруга, владевшего галереей SMZ в Висбадене и 1,8 тыс. произведениями русского авангарда. Хатиб приобрел 49% его коллекции — 871 работу. На тот момент Заруг и его деловой партнер Моез бен Хазаз были арестованы: в июне 2013 года их обвинили в продаже поддельных картин. Собрание из 1,8 тыс. произведений было изъято и подвергнуто экспертизе. Судебное дело закончилось успешно для дилеров: в итоге в обвинение включили лишь 19 подделок и в 2018 году галеристы были освобождены, отсидев небольшие сроки и выплатив штрафы.

Усмана Хатиба не отпугнула ни эта история, ни сомнительная репутация галереи SMZ среди знатоков русского авангарда в целом. После того как суд закончился снятием обвинений в подделке с заменой его на обвинение в фальсификации провенанса, в 2019 году 1,8 тыс. произведений искусства были возвращены в галерею. Коллекционер забрал свою половину собрания и поместил на склад, откуда работы вскоре были похищены.

Некоторое время семья Хатиба вела переговоры о возвращении картин, однако безрезультатно. Произведения начали появляться на аукционах в Израиле и Франции, в частности на Ruellan Auction и Hammersite (где 21 ноября 2023 года было выставлено 38 работ, провенансом которых была указана коллекция Перл и которые, по словам Хатибов, на самом деле принадлежали им).

Картина Казимира Малевича «Супрематизм» (1915-1916) также была изъята полицией. Фото: TAN
Картина Казимира Малевича «Супрематизм» (1915-1916) также была изъята полицией.
Фото: TAN

Сын Усмана Хатиба Кастро Бен Леон Лоренс Джайюси, возглавивший семейный «крестовый поход» за возвращение работ, сообщил, что пытался договориться с предполагаемым вором, но безрезультатно, и в итоге Хатибы обратились к властям. В прошлом году Высший региональный суд Франкфурта вынес постановление, разрешающее судебным приставам конфисковывать произведения, принадлежащие Хатибу. Результатом этого постановления и стал обыск в Париже. Рейд в столице Франции, в рамках этой же истории, был санкционирован французским судьей.

Адвокаты Хатиба также связались с аукционными домами во Франции и Израиле, продававшими украденные работы.

В подлинности русского авангарда из висбаденской галереи семья Хатиба не сомневается, считая, что стоимость этих произведений оценивается в сотни миллионов долларов.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+