18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На полотне Василия Верещагина снег снова стал белым

Полотно Василия Верещагина уже вернулось после реставрации в постоянную экспозицию Третьяковки. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Полотно Василия Верещагина уже вернулось после реставрации в постоянную экспозицию Третьяковки.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

В Третьяковской галерее закончилась реставрация картины «Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой», входящей в «Балканский цикл» знаменитого художника-баталиста. Картина уже вернулась на прежнее место в музейной экспозиции

Большое полотно Василия Верещагина «Шипка — Шейново» (1878–1879) из знаменитой «Балканской серии» вернулось в постоянную экспозицию музея. Без этой работы художника ее трудно себе представить, хотя судьба серии, посвященной русско-турецкой войне и в немалой степени отражавшей критический и пацифистский настрой автора, была непроста: и представители царствующего дома, и коллекционер Павел Третьяков отказались покупать ее полностью.

Две болгарские деревни, Шипка и Шейново, где произошел бой между русскими и турками, располагались в долине на подступах к Шипкинскому перевалу, который русские войска в тяжелейших условиях удерживали в течение пяти месяцев. В декабре 1878 года состоялись решающие бои под Шейновом, в результате которых турецкая армия Вессель-паши капитулировала. Василий Верещагин, свидетель и участник тех событий, изобразил момент, когда генерал Михаил Скобелев объезжает войско после выигранной битвы. Примечательно, что генерал со свитой отодвинуты живописцем на задний план, а на заснеженной «авансцене» — павшие солдаты.

Василий Верещагин, свидетель и участник тех событий, изобразил момент, когда генерал Михаил Скобелев объезжает войско после выигранной битвы. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин, свидетель и участник тех событий, изобразил момент, когда генерал Михаил Скобелев объезжает войско после выигранной битвы.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

«Музей в последние годы постепенно проводит реставрацию крупноформатных картин Верещагина, включенных в постоянную экспозицию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Своеобразие именно этой работы состояло в том, что авторский холст имел достаточно редкое плетение», — рассказала нашему изданию одна из участниц проекта, реставратор Александра Орловская.

Работы осуществил музейный отдел научной реставрации станковой масляной живописи XVIII — начала XX века под руководством Андрея Голубейко. Специалисты укрепили и армировали современным нетканым материалом обветшавшие кромки холста, на которых наблюдались участки надорванных нитей, проколы и прорывы. Чтобы картину можно было, не травмируя, натянуть на подрамник, сделали дополнительные дублирующие кромки.

Подрамник также был изготовлен специальный, планшетный. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Подрамник также был изготовлен специальный, планшетный.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Подрамник также был изготовлен специальный, планшетный. «Такие подрамники — разработка нашего отдела. Они защищают произведение от вибрации, практически исключают провисания и деформацию, нивелируют колебания холста, а также служат важной дополнительной опорой и защитой для авторского холста», — пояснила Александра Орловская.

Определенную сложность также представляли собой удаление загрязнений и утончение слоя сильно пожелтевшего лака. Оба этих фактора влияли на восприятие, искажая колорит на значительной площади холста, занятой изображением снега. Для этого использовались растворители особых составов в форме геля: гель практически не проникает в структуру картины и позволяет работать послойно, с максимальным контролем. Тонирование сделали строго в пределах утрат высококачественными консервационными красками, устойчивыми к старению и пожелтению. В результате всех этих работ было восстановлено светотеневое соотношение — на картине появился яркий белый снег.

Конструкцию массивной рамы усилили деревянными брусками, удалили пыль и поздние тонировки, раскрыли авторское золочение и устранили некачественные восполнения гипсового декора, которые потом были тщательно дополнены. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Конструкцию массивной рамы усилили деревянными брусками, удалили пыль и поздние тонировки, раскрыли авторское золочение и устранили некачественные восполнения гипсового декора, которые потом были тщательно дополнены.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Еще одна команда реставраторов под руководством главного специалиста отдела Владимира Клепова провела капитальную реставрацию авторской рамы. Сборно-разборную конструкцию массивной рамы усилили деревянными брусками, удалили пыль и поздние тонировки, раскрыли авторское золочение и устранили некачественные восполнения гипсового декора, которые потом были тщательно дополнены. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+