18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Своенравная Полин Боти в «свингующем Лондоне»

Полин Боти. «With Love to Jean-Paul Belmondo».1962. Фрагмент. Фото: Sotheby's
Полин Боти. «With Love to Jean-Paul Belmondo».1962. Фрагмент.
Фото: Sotheby's
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Британский поп-арт был обязан ей некоторыми установками и сюжетами, хотя многие поклонники стиля долго этого не осознавали. Полин Боти умела постоять за себя в мире мужчин, была гламурна и талантлива, но очень рано ушла из жизни

Одна из основоположниц поп-арта, скончавшаяся в возрасте 28 лет, Полин Боти вошла в фольклор мира искусства в качестве недооцененной героини. Но сегодня интерес к этой фигуре ощутимо возрос. События из последних — недавняя персональная выставка в лондонской галерее Gazelli Art House и выход книги Марка Кристала «Полин Боти: единственная сестра британского поп-арта».

Marc Kristal. «Pauline Boty: British Pop Art’s Sole Sister». Frances Lincoln. 256 с. £25. На английском языке
Marc Kristal. «Pauline Boty: British Pop Art’s Sole Sister». Frances Lincoln. 256 с. £25. На английском языке

Хотя Боти участвовала в ключевых выставках, в том числе в самом первом показе поп-арта в галерее AIA в Лондоне в 1961 году, ее работы исчезли из поля зрения почти на 30 лет. Во время беременности у художницы диагностировали рак и предложили сделать аборт, чтобы пройти курс лучевой терапии, но она отказалась. Полин умерла в июле 1966 года, когда ее дочери не исполнилось и пяти месяцев. Впоследствии Боти Гудвин тоже стала художницей; она скончалась от передозировки в ночь после выпуска из Калифорнийского института искусств.

В начале 1990-х куратор и историк искусства Дэвид Алан Меллор заново открыл важные работы Полин Боти — они отыскались в сарае на ферме ее брата. Меллор отреставрировал их и представил в Лондоне, в Центре искусств Barbican, в 1993 году. С тех пор интерес к творчеству Боти постепенно набирал обороты; Марк Кристал в своей книге помещает эту художницу вновь в центр внимания.

Полин Боти. Без названия.Около 1959. Фото: Сhristie's
Полин Боти. Без названия.Около 1959.
Фото: Сhristie's

Писатель заинтересовался ее фигурой в 2013 году. Как-то раз, спасаясь от лондонского дождя, он забрел на выставку аукционного дома Christie’s под названием «Когда в Британию пришел поп» и увидел там картину Боти «Это мир мужчин I» (1964), которая заставила его задуматься. «Тогда я впервые услышал о Боти и увидел ее произведение; меня поразила сила картины, одновременное прославление и осуждение „мужского мира“ — работа непринужденная и при этом безжалостная, — объясняет Кристал. — Мне вспомнилось наблюдение писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда о том, что гениальность — это способность одновременно удерживать в уме две противоположные идеи. Более того, я испытал сильное воздействие личности художницы. Мне захотелось узнать больше, и так я начал путешествие, которое привело к созданию книги».

Книга Кристала охватывает в том числе время учебы Боти в лондонском Королевском колледже искусств — с 1958 по 1961 год; там после окончания Уимблдонской школы искусств Полин изучала дизайн витражей. «Знакомство с жизнью Королевского колледжа в его бурные послевоенные годы было поучительным и вызвало чувство зависти — как же мне захотелось оказаться там!» — говорит Кристал. Он основывался на прямых свидетельствах друзей и коллег Боти, которые рассказали о том, какой она была в колледже. «Полин не старалась располагать к себе, — вспоминает модельер Селия Биртвелл. — Я бы не назвала ее сильно беспокоившейся о ком-то еще. У нее был драйв по поводу самой себя. Она выглядела невероятно красивой, но была довольно жесткой».

Полин Боти — в своей студии в 1963 году — была одной из четырех художниц, выставлявшихся на первой выставке поп-арта в Лондоне в 1961 году. Фото: National Portrait Gallery, London
Полин Боти — в своей студии в 1963 году — была одной из четырех художниц, выставлявшихся на первой выставке поп-арта в Лондоне в 1961 году.
Фото: National Portrait Gallery, London

Автор собрал множество историй, отражающих стойкость и амбиции Боти в среде, где доминировали мужчины. Ее сокурсник Джеффри Рив отмечает, что она «проделала огромную работу в колледже; на самом деле она была одним из мальчиков». Однако Кристал стремится подвергнуть сомнению популярный образ Боти как всепобеждающей протофеминистки. «Хотя она боролась с господствующими представлениями о том, что имеет право делать женщина и какой она должна быть, — настаивает автор книги, — все же Полин была дочерью бухгалтера из пригорода, принадлежавшей к среднему классу, с чрезвычайно традиционными ценностями и ожиданиями, и я считаю, что ей приходилось сопротивляться этим импульсам внутри себя».

Одна из самых известных работ Боти - "Единственная блондинка в мире" (1963). Фото: Estate of Pauline Boty
Одна из самых известных работ Боти - "Единственная блондинка в мире" (1963).
Фото: Estate of Pauline Boty

Кристал утверждает, что развенчал несколько мифов, сложившихся вокруг его героини. «Это было настоящее приключение — раскрыть все заблуждения о Боти, касающиеся ее творчества, карьеры и жизни. Возможно, самым поразительным оказалось то, что ее наиболее известная картина „Единственная блондинка в мире“ (1963) в действительности была закончена до смерти Мэрилин Монро, а не после, как принято считать». Поскольку мало кто пытался глубоко вникнуть в обстоятельства жизни Полин Боти, мифы и легенды о ней со временем закостенели, превратившись в то, что очень многим казалось непреложным фактом, полагает автор книги.

«За полтора поколения она прошла путь от человека, которого кое-кто из критиков считал плохим, вторичным художником, чья репутация основывалась на ее внешности и личности, до фигуры в статусе забытого гения, — отмечает Кристал. — Я рад, что Полин Боти наконец-то вернулась, — надеюсь, навсегда». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+