18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Богоматерь Боголюбская вновь явилась публике

Одна из древнейших русских икон — Богоматерь Боголюбская XII века — выставлена во Владимире. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Одна из древнейших русских икон — Богоматерь Боголюбская XII века — выставлена во Владимире.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Одна из древнейших русских икон — Богоматерь Боголюбская XII века — выставлена во Владимире в экспозиции, отвечающей всем требованиям реставраторов

Открывшаяся во Владимире выставка «Икона XII века „Богоматерь Боголюбская“. Новое обретение» (будет работать до 2026 года) рассказывает о трудной судьбе почитаемых святынь в современном мире.

История Боголюбской иконы Божией Матери представляет собой драму. Созданная в XII веке для князя Андрея Боголюбского, она на протяжении столетий являлась своеобразным палладиумом, то есть священным оберегом государства. К Новому времени она оказалась одной из древнейших уцелевших русских икон. В 1993 году икона была передана из Владимирского музея-заповедника в местный действующий храм, где экспонировалась в специальной герметичной витрине. В 2009-м выяснилось, что витрина была не такая уж и герметичная, температурно-влажностный режим постоянно колебался, а из-за живых цветов, ставившихся рядом, на доске появилась плесень. Икону удалось забрать из храма, и на долгие годы она попала на стол к реставраторам, которые сначала и не представляли себе, как приступить к восстановительным работам. Реставрация длилась до 2016 года. Боголюбскую удалось вылечить и укрепить, даже были раскрыты слои оригинальной живописи. Работами занимался реставратор высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря Александр Горматюк. В том же году его усилия были отмечены Премией The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация года».

Первый зал экспозиции посвящен процедуре реставрации. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Первый зал экспозиции посвящен процедуре реставрации.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Несмотря на стабилизацию состояния, все эти годы икону не показывали публике, даже на отчетной выставке в ВХНРЦ им. Грабаря (там представляли только реставрационные документы, фотофиксацию и прочее). Чтобы снова явить Богоматерь Боголюбскую миру, потребовался очень важный повод и много подготовительной работы. Таким поводом стало празднование 1000-летия Суздаля, в которое активно вовлечен хранящий икону музей.

Автор концепции и куратор выставки — Александр Горматюк, которому икона обязана своим спасением. Спасением — но не железным здоровьем. На вернисаже он рассказал, что задняя поверхность иконы все равно по фактуре сейчас напоминает поролон и понять, что это была за порода дерева, невозможно. Созданная им выставка, кажется, воплощает точку зрения реставратора на идеальный показ старинной иконы.

Второй зал экспозиции рассказывает зрителю о значении Богоматери Боголюбской для русского народа и ее влиянии на другие произведения искусства. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Второй зал экспозиции рассказывает зрителю о значении Богоматери Боголюбской для русского народа и ее влиянии на другие произведения искусства.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Первый зал посвящен процедуре реставрации. Мы видим фотографии и видеозаписи иконы в разных стадиях сохранности, узнаем, кто, как именно и с помощью чего ее спасал. Все это оформлено высокотехнологично и увлекательно. Второй зал более искусствоведческий — зрителю рассказывают о значении Богоматери Боголюбской для русского народа и ее влиянии на другие произведения искусства. И наконец, третий зал — святилище, в котором единственный экспонат — сама икона. Он действительно оформлен как сакральное место.

Третий зал экспозиции — святилище, в котором единственный экспонат — сама икона. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Третий зал экспозиции — святилище, в котором единственный экспонат — сама икона.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Темный зал с единственным лучом света — на икону в едва различимой защитной капсуле. Вокруг прохлада и тишина, вызывающие ассоциации с древними подземельями; сенсорная депривация, заставляющая максимально сосредоточиться на единственном предмете показа в зале. Чтобы не нарушать климат, в зал пускают максимум по десять человек, и находиться в нем можно всего несколько минут. Александр Горматюк рассчитывает, что, если эта схема сработает, икону можно будет оставить в музее в постоянной экспозиции, но пока об этом рано говорить определенно.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музейный центр «Палаты»
«Икона XII века „Богоматерь Боголюбская“. Новое обретение»
До 15 марта 2026 года

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+