18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Хрупкая нежность

Скульптура «Татуаж». Фото: Rupor
Скульптура «Татуаж».
Фото: Rupor
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Ольга Хейфиц, основатель бренда коллекционного фарфора Rupor, рассказала о том, как ушла с телевидения ради искусства, почему захотела заниматься именно фарфором и какие планы у ее мануфактуры

Как вы от работы на НТВ, одном из самых динамичных российских каналов, пришли к такой спокойной деятельности, как работа с фарфором?

У меня три поколения художников в семье, а я сопротивлялась и говорила: нет, я не такая, как вы. И серьезно пошла в журналистику, в политику, на телевидение. Но в какой-то момент просто поняла, что не могу больше про Госдуму ничего ни писать, ни смотреть, все стало рутиной. И гены взяли свое — я пошла на второе высшее в МГАХИ им. В.И.Сурикова на заочную форму обучения. Слава богу, график позволял. Но все равно это заняло пять лет, потому что искусствоведческое образование невозможно сократить: очень обширный пласт материала приходится изучать. При этом нам разрешали посещать очные лекции, и я такую возможность никогда не упускала: там были отличные педагоги.

Основатель мануфактуры Rupor Ольга Хейфиц. Фото: Rupor
Основатель мануфактуры Rupor Ольга Хейфиц.
Фото: Rupor

И это было абсолютно мое. Я влюбилась в мир искусства и поняла, что реализовываться мне нужно именно в нем, но до определенного момента не осознавала, в какой именно области. Пока не села за курсовую. Так сложилось, что я выбрала тему фарфора. У моей близкой подруги прекрасная коллекция, порядка 200 разных предметов — редких, очень красивых. Я писала курсовую по этой коллекции, и меня затянуло. Потому что я смотрю на это как искусствовед, вижу скрытый смысл, символизм.

С чего вы решили самостоятельно этим заняться?

Мне захотелось создавать какие-то уникальные красивые вещи. Я объездила, мне кажется, все мировые выставки декоративно-прикладного искусства и посетила все доступные мануфактуры. Побывала и на российских производствах, на которые было порой грустно смотреть. Мне хотелось заниматься именно фарфором, потому что он максимально скульптурный, близок по ощущениям к мрамору, а у меня все же академический взгляд, я смотрю через призму искусства.

Скульптура «Лось». Фото: Rupor
Скульптура «Лось».
Фото: Rupor

Тем более если брать бисквитный фарфор. Он очень честный, там недостатки глазурью не прикроешь, все должно быть идеально, как и в работе скульптора, иначе видны любые несовершенства. Я сразу ориентировалась на большие бренды, на высочайшее качество, мониторила рынок, и поэтому не наделала глобальных глупостей. Все-таки насмотренность и искусствоведческий бэкграунд очень сильно мне помогли.

Но перейти от теории к практике сложно.

Да, очень сложно. Более того, когда я начинала, старые опытные мастера — а их очень мало, и они все друг друга знают, — мне просто не доверяли и относились несерьезно. То есть заманить к себе какого-нибудь мэтра и попросить помочь запуститься с нуля было невозможно. Поэтому пришлось азы и тонкости постигать самой. Во многом помог журналистский опыт, когда добываешь информацию любой ценой.

Процесс создания и обработки фарфоровых изделий на мануфактуре Rupor. Фото: Rupor
Процесс создания и обработки фарфоровых изделий на мануфактуре Rupor.
Фото: Rupor

Все началось с одной маленькой печи 15 лет назад. Я закупила формы, разные сорта фарфора, посадила очень хорошего технолога, которого мне посчастливилось найти, и сказала тестировать каждый сорт. На поиски ушло, мне кажется, года два. Так потихоньку начали экспериментировать, штат постепенно разрастался, и в итоге мы заняли свою, особую нишу на рынке.

А как появилось название Rupor?

У него несколько исходных смыслов на самом деле. Во-первых, это сокращение от Russian porcelain, то есть «русский фарфор». А во-вторых, рупор нужен для того, чтобы тебя услышали, чтобы сделать твой голос громче. Эта мануфактура — наш способ сделать художественное высказывание, и мы хотим быть услышанными.

При этом вы концентрируетесь именно на декоративных предметах, а не на посуде, например. Почему?

Во-первых, это другой технологический процесс, требующий более рутинного производства. Мне нравится делать более художественные вещи, в которых заложена идея. Взять хотя бы серию фигур, посвященную тому или иному десятилетию постсоветской жизни. Старушки, продающие семечки стаканами, «новые русские» в малиновых пиджаках — в фарфоре они не вызывают тоски или неприятных воспоминаний. Это запечатленная эпоха, которую в чашке или тарелке не передать.

Скульптура «Челночница». Фото: Rupor
Скульптура «Челночница».
Фото: Rupor

У вас пока небольшое производство. Не планируете расширяться?

Очень даже планирую, для этих целей уже куплена земля под Дмитровом, где будет построено новое здание. Туда переедут все производственные процессы мануфактуры, в Москве останутся дизайн-студия, где будут прорабатываться новые изделия, и шоурум.

Почему именно там?

Я специально поехала в Дмитров, ближе к Вербилкам, где когда-то была фабрика Гарднера — первая в России частная мануфактура по производству фарфора, основанная еще в XVIII веке. Конечно, нет уже того размаха и тех мастеров, но сама атмосфера лично для меня очень правильная.

Блюдо из серии арт-тарелок. Фото: Rupor
Блюдо из серии арт-тарелок.
Фото: Rupor

Как будет развиваться производство? Появятся новые направления?

Сейчас мне интересна серьезная скульптура, полноценные арт-объекты из фарфора, поэтому я планирую немного разделить бизнес. Будут наши традиционные изделия с понятной эстетикой и фирменным стилем, а еще — лимитированные коллекции с современными дизайнерами. Например, уже обсуждали сотрудничество с Алисой Минкиной.

То есть делаете ставку еще и на коллекционеров?

В первую очередь просто хочется работать с более сложной, глубокой фактурой, а ею интересуется довольно узкий круг ценителей. Причем среди наших клиентов есть такие люди. Мы же и эксклюзивные объекты выпускаем, арт-тарелки например. Но мне хочется масштабировать эту тему, усложнить, выпускать отдельные авторские серии, которые будут становиться центром любого пространства. И интерес коллекционеров здесь не причина, а закономерное следствие.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+