18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Почему авангард больше суммы индивидуальных прорывов

Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)». Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)». Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Вышел сборник текстов известного исследователя искусства ХХ века Андрея Сарабьянова. Эти статьи писались в разное время и по разным поводам — теперь же они подчинены единому сценарию. И речь идет не только об авангарде, как и обещано в заглавии книги

Поток литературы, посвященной феномену русского авангарда, не иссякает десятилетиями. Сказано многое и многими — в самых разных форматах, жанрах, тональностях. И с разной степенью достоверности, добавим. Хотя бы поэтому стоит обращать особое внимание на публикации, авторами которых выступают признанные специалисты. Как минимум они не оперируют домыслами, не культивируют конспирологических теорий и честно отделяют гипотезы от неопровержимых фактов. А если присутствует еще и писательский дар, то такое чтение способно увлечь сильнее, чем любое фэнтези на означенную тему.

Андрей Сарабьянов. «Русский авангард. И не только». М.: АСТ, 2023. 304 с., ил. (История и наука Рунета. Лекции).
Андрей Сарабьянов. «Русский авангард. И не только». М.: АСТ, 2023. 304 с., ил. (История и наука Рунета. Лекции).

Все это в полной мере относится к книге известного московского искусствоведа Андрея Сарабьянова «Русский авангард. И не только». Собрав воедино и частично переработав ряд своих статей, публиковавшихся в разные годы в разных изданиях, он предлагает корпус текстов, которые подчинены определенному сценарию. Речь не о сквозном хронологическом повествовании (хотя именно с краткого исторического обзора под названием «Пути и распутья русского авангарда» начинается эта книга) и не о теоретическом осмыслении наследия (между тем осмысление все же присутствует). Андрей Сарабьянов не в последнюю очередь исследователь, и для него существенны добытые факты. «Меня интересует прежде всего событийная сторона историко-художественных явлений, — пишет он в предисловии. — Мне важнее „как и когда“, а уже потом „почему и зачем“».

Первые два раздела книги посвящены истории описываемого явления, которая подана в двух ракурсах — тематическом и персонифицированном, то есть с акцентом на роль отдельных личностей. Третий раздел — «Возвращенный авангард» — особенно дорог автору, поскольку здесь помещен рассказ о его многолетних поисках в запасниках провинциальных музеев. «В результате этих разысканий, начатых еще в конце 80-х годов прошлого века, в музейную сферу вернулось более двух сотен картин, графических листов и даже несколько скульптур», — констатирует Сарабьянов.

Третий раздел — «Возвращенный авангард» — особенно дорог автору, поскольку здесь помещен рассказ о его многолетних поисках в запасниках провинциальных музеев. Фото: Издательство АСТ
Третий раздел — «Возвращенный авангард» — особенно дорог автору, поскольку здесь помещен рассказ о его многолетних поисках в запасниках провинциальных музеев.
Фото: Издательство АСТ

Что касается интригующей приписки «и не только» в заглавии книги, то за ней скрывается ряд очерков, объединенных в главу «Друзья». Тут, впрочем, без авангарда все равно не обходится: среди героев, знакомство с которыми для автора было ценно и значимо, художница Алиса Порет и коллега-искусствовед Василий Ракитин.

В этом, кстати, одна из особенностей книги: сюжеты столетней давности то и дело просачиваются во времена более поздние, вплоть до наших дней. Такие сдвиги происходят словно сами собой, на основе исходного материала. Поэтому первый раздел сборника венчает статья «Авангард и шестидесятники», во втором возникают фигуры Николая Харджиева и Георгия Костаки — коллекционеров, исследователей, популяризаторов, а уж глава про поиски в музеях насыщена реалиями последних десятилетий более чем основательно. Тут же, к слову, располагается и иллюстративный эпицентр книги: автору хочется не просто рассказать про свои находки, но и показать как можно больше.

Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)». Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)».
Фото: Государственный Русский музей

Буквально все деятели авангарда в той или иной мере отрицали значимость индивидуализма для искусства будущего. И в итоге сами образовали сообщество, в котором что ни художник, то ярчайшая индивидуальность. Андрей Сарабьянов не столько дает их биографические портреты, сколько выявляет и формулирует роли: кто, чем и почему оказался важен для «левого искусства». С этой целью автором книги использовано слово «прорыв». Читатель имеет возможность разобраться, в чем отличие, например, «прорыва Владимира Татлина» от «прорыва Ивана Клюна». И в силу чего авангардное движение все-таки не распадается на отдельные молекулы при взгляде из современности.  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+