18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Почему авангард больше суммы индивидуальных прорывов

Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)». Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)». Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Вышел сборник текстов известного исследователя искусства ХХ века Андрея Сарабьянова. Эти статьи писались в разное время и по разным поводам — теперь же они подчинены единому сценарию. И речь идет не только об авангарде, как и обещано в заглавии книги

Поток литературы, посвященной феномену русского авангарда, не иссякает десятилетиями. Сказано многое и многими — в самых разных форматах, жанрах, тональностях. И с разной степенью достоверности, добавим. Хотя бы поэтому стоит обращать особое внимание на публикации, авторами которых выступают признанные специалисты. Как минимум они не оперируют домыслами, не культивируют конспирологических теорий и честно отделяют гипотезы от неопровержимых фактов. А если присутствует еще и писательский дар, то такое чтение способно увлечь сильнее, чем любое фэнтези на означенную тему.

Андрей Сарабьянов. «Русский авангард. И не только». М.: АСТ, 2023. 304 с., ил. (История и наука Рунета. Лекции).
Андрей Сарабьянов. «Русский авангард. И не только». М.: АСТ, 2023. 304 с., ил. (История и наука Рунета. Лекции).

Все это в полной мере относится к книге известного московского искусствоведа Андрея Сарабьянова «Русский авангард. И не только». Собрав воедино и частично переработав ряд своих статей, публиковавшихся в разные годы в разных изданиях, он предлагает корпус текстов, которые подчинены определенному сценарию. Речь не о сквозном хронологическом повествовании (хотя именно с краткого исторического обзора под названием «Пути и распутья русского авангарда» начинается эта книга) и не о теоретическом осмыслении наследия (между тем осмысление все же присутствует). Андрей Сарабьянов не в последнюю очередь исследователь, и для него существенны добытые факты. «Меня интересует прежде всего событийная сторона историко-художественных явлений, — пишет он в предисловии. — Мне важнее „как и когда“, а уже потом „почему и зачем“».

Первые два раздела книги посвящены истории описываемого явления, которая подана в двух ракурсах — тематическом и персонифицированном, то есть с акцентом на роль отдельных личностей. Третий раздел — «Возвращенный авангард» — особенно дорог автору, поскольку здесь помещен рассказ о его многолетних поисках в запасниках провинциальных музеев. «В результате этих разысканий, начатых еще в конце 80-х годов прошлого века, в музейную сферу вернулось более двух сотен картин, графических листов и даже несколько скульптур», — констатирует Сарабьянов.

Третий раздел — «Возвращенный авангард» — особенно дорог автору, поскольку здесь помещен рассказ о его многолетних поисках в запасниках провинциальных музеев. Фото: Издательство АСТ
Третий раздел — «Возвращенный авангард» — особенно дорог автору, поскольку здесь помещен рассказ о его многолетних поисках в запасниках провинциальных музеев.
Фото: Издательство АСТ

Что касается интригующей приписки «и не только» в заглавии книги, то за ней скрывается ряд очерков, объединенных в главу «Друзья». Тут, впрочем, без авангарда все равно не обходится: среди героев, знакомство с которыми для автора было ценно и значимо, художница Алиса Порет и коллега-искусствовед Василий Ракитин.

В этом, кстати, одна из особенностей книги: сюжеты столетней давности то и дело просачиваются во времена более поздние, вплоть до наших дней. Такие сдвиги происходят словно сами собой, на основе исходного материала. Поэтому первый раздел сборника венчает статья «Авангард и шестидесятники», во втором возникают фигуры Николая Харджиева и Георгия Костаки — коллекционеров, исследователей, популяризаторов, а уж глава про поиски в музеях насыщена реалиями последних десятилетий более чем основательно. Тут же, к слову, располагается и иллюстративный эпицентр книги: автору хочется не просто рассказать про свои находки, но и показать как можно больше.

Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)». Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)».
Фото: Государственный Русский музей

Буквально все деятели авангарда в той или иной мере отрицали значимость индивидуализма для искусства будущего. И в итоге сами образовали сообщество, в котором что ни художник, то ярчайшая индивидуальность. Андрей Сарабьянов не столько дает их биографические портреты, сколько выявляет и формулирует роли: кто, чем и почему оказался важен для «левого искусства». С этой целью автором книги использовано слово «прорыв». Читатель имеет возможность разобраться, в чем отличие, например, «прорыва Владимира Татлина» от «прорыва Ивана Клюна». И в силу чего авангардное движение все-таки не распадается на отдельные молекулы при взгляде из современности.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+