18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Совершенство регулярных садов запечатлено в фотографиях Михаила Розанова

Михаил Розанов. Из серии «Натурфилософия».  «Версаль». 2018. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. Из серии «Натурфилософия». «Версаль». 2018.
Фото: Михаил Розанов
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Автор известен прежде всего как фотограф архитектуры. В проекте «Натурфилософия» он сосредоточен на живой природе — но не дикой, а строго организованной в знаменитых садово-парковых ансамблях

Проект Натурфилософия был впервые показан в саду — в павильоне «Адмиралтейство» в Екатерининском парке Государственного музея-заповедника «Царское Село». Для него фотограф Михаил Розанов делал съемки исторических парков России и Европы, а историк и писатель Андрей Карагодин писал комментарии. «Натурфилософией с античных времен называлось стремление человека объяснить природу, найти в ней систему и порядок, — объясняет название Карагодин. — Садово-парковое творчество не зря считается самым сложным из искусств: прочтение великих садов, как визуальное, так и смысловое, требует глубокого погружения в историю и культуру, ее мифы и сюжеты». Михаил Розанов известен главным образом как фотограф архитектуры; здесь он имеет дело с живой природой, хоть и в форме регулярных садов. Он снимал парк виллы императора Адриана, сады Боболи, Версаля, Сан-Суси, Царского Села и Павловска.

Михаил Розанов. Из серии «Натурфилософия». «Павловск». 2018. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. Из серии «Натурфилософия».  «Версаль». 2018. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. Из серии «Натурфилософия». «Сан-Суси». 2018. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. Из серии «Натурфилософия». «Павловск». 2018. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. Из серии «Натурфилософия». «Павловск». 2018.
Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. Из серии «Натурфилософия». «Версаль». 2018.
Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. Из серии «Натурфилософия». «Сан-Суси». 2018.
Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. Из серии «Натурфилософия». «Павловск». 2018.
Фото: Михаил Розанов

«Все парки были спроектированы по заранее определенному плану, в них нет ничего случайного, и я фотографировал их именно как архитектуру», — говорит Розанов. В текстах Андрей Карагодин рассказывает о садах и их создателях. «Каждый день он обходил парк с подмастерьями, которые несли за ним ведра с краской, и отмечал деревья, которые надо пересадить или срубить, чтобы довести до совершенства систему постоянно сменяющих друг друга видов и перспектив, — пишет историк о главном создателе Павловска Пьетро Гонзаго. — Вызывая чувства и размышления, эта череда видовых ощущений должна была сопровождать сентиментальную прогулку по пейзажному парку». На выставке можно совершить именно такую прогулку.

Галерея Ruаrts
«Натурфилософия»
До 24 марта

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+