18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Стены «как при бабушке»: в ГМИИ им. А.С.Пушкина началась реэкспозиция

Обновленная при директоре Елизавете Лихачевой постоянная экспозиция ГМИИ им. А.С.Пушкина. 2024. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Обновленная при директоре Елизавете Лихачевой постоянная экспозиция ГМИИ им. А.С.Пушкина. 2024.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Пушкинский музей начал постепенное возвращение залов постоянной экспозиции к тому виду, в котором они пребывали последние десятилетия, до 2021 года. Эти преобразования — наглядный знак изменения музейной концепции при новом директоре

Возврат классического варианта экспозиции Государственного музея изобразительных искусств­ им. А.С.Пушкина будет поэтапным. Первая волна реэкспозиции назначена на весну. Уже открылась итальян­ская коллекция, куратором которой выступает ведущий специалист по итальянской живописи Виктория Маркова. Восьмого апреля обещают открыть залы французской живописи (куратор — Анна Сулимова). На ноябрь намечено возвращение немцев и фламандцев, а в конце года планируют заняться египетскими залами, в первую очередь фаюмским портретом.

Когда год назад, в марте 2023­-го, Елизавета Лихачева была назначена новым директором ГМИИ им. А.С.Пушкина вместо Марины Лошак, возглавлявшей музей с 2013 года, стало понятно, что грядут большие изменения. Слишком очевидны были различия в их эстетических воззрениях и подходе к музейному делу. О том, что музей нуждается в смене экспозиции, новый директор начала говорить практически сразу. И в этом нет ничего странного, ведь речь идет не о какой-­нибудь повседневной перестановке экспонатов, а о ликвидации тех изменений, которые для Марины Лошак стали событием знаковым, того, что она называла «музейной революцией».

Предыдущая смена экспозиции в ГМИИ произошла в 2021 году. Для ее проведения Марина Лошак и Сурия Садекова, куратор реэкспозиции, тогдашняя заведующая отделом образовательно­-выставочных проектов, пригласили знаменитого французского дизайнера, сценографа и историка искусств Патрика Уркада. Облик залов, знакомый москвичам сызмальства, кардинально изменился, чтобы отвечать прогрессивным музейным вкусам XXI века. Уркад пытался сделать пространство более светлым, просторным и модернизированным. Стены поменяли свой цвет на одинаковый светло­-серый, почти белый, выбранный «фирменным», перегородкам изменили высоту, планировку и в некоторых случаях угол наклона. Развеска экспонатов была перекомпонована, чтобы создать новые, эффектные, подчас парадоксальные сочетания. Второй этаж от постоянной экспозиции освободили целиком, оставив залы для временных выставок, а количество представленных предметов значительно сократили.

Постоянная экспозиция ГМИИ им. А.С.Пушкина после реэкспозиции, проведенной под руководством Марины Лошак. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Постоянная экспозиция ГМИИ им. А.С.Пушкина после реэкспозиции, проведенной под руководством Марины Лошак.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Планировалось, что вариант Патрика Уркада простоит до 2024 года: ожидалось открытие одного из зданий музейного квартала (Галереи старых мастеров в бывшей усадьбе Вяземских — Долгоруковых) и переезд части картин туда. Но теперь открытие отложено, и, видимо, даже не на 2025 год. Но не эта отсрочка стала поводом для текущих изменений. В 2021 году экспозиционные новшества, наряду с одобрением свежего взгляда на коллекцию, у многих вызвали недоумение своей необоснованной экстравагантностью; звучала и резкая критика. Отмечали, в частности, что тесные закутки неудобны посетителям и экскурсоводам — кто-­то даже поцарапал рембрандтовский «Портрет старушки» сумкой, после чего картины в самых узких участках маршрута защитили стеклами. При этом реэкспозиция настолько хорошо иллюстрировала реформаторский стиль Марины Лошак, изменившей образ музея, сложившийся за десятилетия руководства Ирины Антоновой (она скончалась несколькими месяцами ранее презентации новой экспозиции), что было очевидно: она будет изменена. Елизаветой Лихачевой, которая планомерно декларирует возврат к принципам «старой школы», цитируя знаменитую фразу Александра I по восшествии на престол: «все будет как при бабушке».

«Я абсолютно убеждена, что та экспозиция, которая есть сейчас, неудачна. Это была ошибка. Мы потеряли возможность экспонировать треть вещей, которые у нас были. Это превосходные вещи, шедевры. Треть ушла в фонды. Музей потерял то, ради чего любой музей существует, и произошел перекос в сторону Пушкинского как выставочного музея. Но у нас одна из лучших коллекций в мире, и мне бы хотелось, чтобы Пушкинский музей вернул ее в свои стены», — объявила Елизавета Лихачева на встрече с «Друзьями музея» в декабре прошлого года. Настала пора увидеть, как этот план воплощается в жизнь.

Экспозиция ГМИИ им. А.С.Пушкина, сложившаяся за десятилетия руководства Ирины Антоновой. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Экспозиция ГМИИ им. А.С.Пушкина, сложившаяся за десятилетия руководства Ирины Антоновой.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Показательно, что сторонних дизайнеров и архитекторов с громкими именами к переделкам теперь не привлекают — обходятся, видимо, собственными силами, воссоздавая тот вариант, который на протяжении десятилетий казался комфортным музею. Основное поле переделок этой весны — второй этаж, где Уркад ничего не вешал, так как тут в последние годы проходили большие временные выставки: «Щукин. Биография коллекции», «Брат Иван. Коллекция Михаила и Ивана Морозовых», «Бывают странные сближенья…». С одной стороны анфилады Виктория Маркова восстанавливает экспозицию итальянцев XVII–XVIII веков. Очевидно, ради этого полотна Франческо Гварди, Каналетто, Алессандро Маньяско и прочих будут подняты из зала № 9 на первом этаже. Открытие верхних итальянских залов было синхронизировано с вернисажем выставки «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» (5 марта — 26 мая). Залы итальянской средневековой и ренессансной живописи на первом этаже пока кардинальных изменений не претерпевают, хотя, вероятно, постепенно будут модифицированы.

Заведующая отделом искусства старых мастеров, хранитель фондов французской живописи Анна Сулимова месяцем позже откроет французские залы в противоположной части анфилады второго этажа. Для этого ждут возвращения из Эрмитажа экспонатов выставки «„Салоны“ Дидро» (до 17 марта). На второй этаж должны вернуться произведения рококо и классицизма: Жан-Батист Грёз, Антуан Жан Гро, Франсуа Паскаль Симон Жерар и так далее (ныне в зале № 8 на первом этаже). В следующем году работы, очевидно, продолжатся.

В итоге в течение 2024 года должны открыться залы итальянского Возрождения, Фландрии и Голландии XVII века, будет восстановлен отдельный зал Рембрандта и его последователей, в анфиладу залов первого этажа вернется живопись Северного Возрождения. Обещают увеличить количество скульптуры и декоративно-­прикладного искусства.

При этом, как говорят в музее, не надо бояться замшелого ретроградства советских времен: экспозиция все-­таки будет обогащена и модернизирована, свет — выставлен как следует, а этикетаж — подробен. Будут показаны отреставрированные произведения, незнакомые широкой публике.

Однако судить об изменениях мы сможем, лишь когда будет целиком пересобрана экспозиция живописи первого этажа. Перекрасят ли стены в прежние глубокие цвета — тоже пока неизвестно.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+