18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Почему художники уходят от своих дилеров

Питер Дойг. «100 лет назад». 2001. Фото: Victoria Miro Gallery
Питер Дойг. «100 лет назад». 2001.
Фото: Victoria Miro Gallery
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Самые разные мастера, от начинающих до «голубых фишек», все чаще отказываются от галерейного представительства в пользу агентов или даже полной независимости

Показательно, что с 2020 по 2022 год ежегодный список самых влиятельных фигур на арт-рынке Power 100 от ArtReview поочередно возглавили художественный коллектив, NFT и движение за социальную справедливость. Если вспомнить, что десятилетием раньше за верхние строчки в рейтинге боролись мегагалеристы Ларри Гагосян и Дэвид Цвирнер, становится очевидно, насколько баланс сил на арт-рынке сместился в пользу художников. Одним из подрывных последствий этого сдвига стал рост числа авторов, которые отказываются от галерейного представительства в пользу более гибкого подхода к созданию, продвижению и продаже своего искусства.

Лондонская художница Рейчел Джонс, чьи абстракции, написанные масляной пастелью, пользуются большим спросом, недавно ушла из галереи Thaddaeus Ropac, чтобы опробовать альтернативные методы работы. Стремление Джонс к автономии необычно еще и потому, что она пока что находится в начале карьеры. Для более именитых художников эта перспектива, вероятно, менее пугающая.

В феврале Питер Дойг, художник с давно устоявшимся рынком, объявил об уходе из галереи Michael Werner после 23 лет сотрудничества. Паринас Могадасси, супруга Дойга и владелица нью-йоркской галереи Tramps, рассказала, что он начал «работать самостоятельно, его не представляет ни одна галерея, и у него нет планов сотрудничать с какими-либо галереями».Могадасси охарактеризовала отношения художников и дилеров как «хрупкий баланс» между профессиональным и личным. «Художник может быть уверен в полной прозрачности, только если он берет на себя ведущую роль во всех разговорах вокруг своей жизни и работы», — считает она.

Rachel Jones. Say cheeeeese. 2022. Фото: Eva Herzog/Galerie Thaddaeus Ropac
Rachel Jones. Say cheeeeese. 2022.
Фото: Eva Herzog/Galerie Thaddaeus Ropac

Появление героя: агент художника

Когда в 2015 году агентство United Talent Agency (UTA), входящее в большую тройку американских агентств, специализирующихся на продвижении представителей творческих профессий, запустило направление изящных искусств UTA Fine Arts, его главной задачей было повысить автономность художников. Покойный юрист Джошуа Рот, основатель UTA Fine Arts, тогда заявил: «Мы верим, что в мире искусства есть место для серьезной и профессиональной представительской структуры, которая помогает художникам получить больше контроля над карьерой и открывает для них новые и лучшие возможности».

Дилеры возражают, что их профессия уже обеспечивает такую структуру. Но на фоне все более глубокого слияния художественного мира со сферой элитного потребления, модой, телевидением, кино, музыкой и спортом сотрудничество художников с агентами получает все более широкое распространение.

UTA Fine Arts быстро удалось привлечь таких художников, как Билли Эл Бенгстон, Айзек Джулиан и Джуди Чикаго. Его конкуренты WME (принадлежащая группе Endeavour, в собственности которой находится ярмарка Frieze) и Creative Artists Agency (CAA) тоже могут похвастаться громкими именами в своем арсенале. Сфера их компетенции связана с коммерческим лицензированием произведений художника или их использованием в теле- и кинопроектах.

Параллельно растет число бутик-агентств, предлагающих альтернативу конгломератам. В 2015 году французская предпринимательница Марин Танги основала MTArt, в сентябре 2023-го Грэм Саутерн — агентство Southern & Partners, которое позиционируется как «независимая консалтинговая компания в сфере арт-менеджмента».

Существуют и частные агенты. Например Джо Хейдж, основатель Heni Group и партнер в лондонской юридической фирме, уже много лет без шума управляет продажами целого ряда крупных художников, в числе которых Дэмиен Хёрст и теперь свободный от галерейного представительства Дойг.

Дэмиен Херст и его картины «Цветущая вишня». Фонд современного искусства Cartier, Париж. Фото: Prudence Cuming  https://www.theartnewspaper.com/2021/07/29/damien-hirst-laid-off-63-people-last-autumn-while-claiming-pound15m-in-government-covid-19-loans
Дэмиен Херст и его картины «Цветущая вишня». Фонд современного искусства Cartier, Париж.
Фото: Prudence Cuming https://www.theartnewspaper.com/2021/07/29/damien-hirst-laid-off-63-people-last-autumn-while-claiming-pound15m-in-government-covid-19-loans

Агенты не только занимаются такими первостепенными задачами, как маркетинг и реклама, но и могут помогать художникам вести переговоры с крупными корпорациями, например о финансировании паблик-арта для новых зданий. Этот процесс требует сотрудничества с инженерами, литейщиками и другими специалистами, с которыми редко имеет дело обычный арт-дилер.

Дилеммы и компромиссы

В числе преимуществ самостоятельного представительства британский художник Ник Хорнби, который обходился без галерей на протяжении значительной части карьеры, называет «ощущение собственной агентности» и «возможность наращивать и сокращать объем работы своей мастерской» и отмечает, что приятно «знать, что ценность моего искусства зависит от моей собственной репутации, а не от репутации галереи». Сотрудники его мастерской выполняют значительную часть работы, которой обычно занимается дилер, в том числе администрированием, логистикой и архивированием. Минус заключается в том, что Хорнби приходится лично заведовать подавляющим большинством деловых интер­акций своей мастерской. «Это утомительно, — говорит он, — и временами мне бывает сложно выделить время на работу над идеями, на мечты».

Социальные сети дали художникам выход на широкую аудиторию и прямой контакт с покупателями и партнерами. Хотя статистика свидетельствует, что этот канал обеспечивает сравнительно небольшое число продаж, экономист Клэр Макэндрю, специализирующаяся на сфере искусства, отмечает: соцсети «зачастую служат для первичного знакомства с произведениями и художниками, а сама продажа осуществляется уже через галерею или ярмарку, на аукционе или напрямую у автора».

Онлайн-платформы — жизненно важный канал для цифровых художников. Несмотря на сдувающийся рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT), Майк Винкельманн, работающий под псевдонимом Бипл (Beeple), чей цифровой коллаж «Каждый день: первые 5000 дней» в 2021 году ушел на Christie’s за $69,3 млн, судя по всему, по-прежнему отлично чувствует себя и без галерейного представительства. И хотя наличие у него 2,3 млн подписчиков в известной соцсети, вне всяких сомнений, открывает определенные коммерческие возможности, без агента здесь тоже не обошлось. С тех пор как работы Винкельманна попали на арт-рынок, его консультирует — по крайней мере периодически — бывший продажник Christie’s Лоик Гузер. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+