18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Виктор Васнецов и его «Апокалипсис»

Виктор Васнецов. «Всадники Апокалипсиса». 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фото: Государственный музей истории религии
Виктор Васнецов. «Всадники Апокалипсиса». 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
Фото: Государственный музей истории религии
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

На выставке в Государственном музее истории религии собрано религиозное творчество Васнецова в разные периоды — а еще произведения последователей мастера неорусского стиля, от Михаила Нестерова до менее известных художников

Примерно раз в десятилетие музей, посвященный мировым религиям и архаическим верованиям, показывает публике едва ли не самое ценное из своего живописного собрания — большие, 5 м высотой, картины Виктора Васнецова, созданные художником в 1900–1906 годах для храма Георгия Победоносца в селе Гусь-Мальцовский Владимирской губернии (ныне — город Гусь-Хрустальный). Нынешний повод, 175-летие со дня рождения художника, позволил сделать более многосоставный проект.

Писатель и искусствовед Петр Гнедич, увидев васнецовское полотно «Страшный суд», говорил об ошеломляющем впечатлении: «Васнецов — изобразитель того великого смятения душ, что охватило мир…» На дворе стоял 1905 год. По словам Ольги Коробко, куратора выставки, ведущего научного сотрудника музея, «художник порвал с традицией академической исторической картины, украшавшей стены храмов, и создал свой монументально-символический стиль». В религиозном искусстве Васнецов по праву считается отцом неорусского стиля как части русского модерна.

Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии. Фото: Государственный музей истории религии
Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии.
Фото: Государственный музей истории религии

Выставка, включающая около 100 произведений, представляет разно­образное религиозное творчество Виктора Васнецова — от студенческого рисунка 1869 года «Искушение Христа» до резного креста-распятия (1926), последней работы художника. А еще произведения последователей — как творчески воспринявших созданное Васнецовым, так и буквально его копировавших.

Главными узлами проекта стали эскиз росписи «Всадники Апокалипсиса» для Владимирского собора в Киеве и те самые картины для Гусь-Мальцовского.

«Всадники» вызвали шок у комиссии, утверждавшей эскизы росписей: их содержание сочли непонятным для молящихся. Васнецову предложили другие сюжеты. Он их исполнил, но посетовал: «В старинных церквах Апокалипсис изображался, стало быть, нужно признать, что в старину люди были понятливее». В собрании петербургского музея находится эскиз, где в правом нижнем углу изображен римский император. Другой эскиз, с античной колоннадой, принадлежал Федору Шаляпину. Теперь он хранится в Российском национальном музее музыки в Москве.

Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии. Фото: Государственный музей истории религии
Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии.
Фото: Государственный музей истории религии

История работы Васнецова для Гуся требует отдельного рассказа. Юрий Нечаев-Мальцов, стекольный фабрикант и меценат, заказал художнику пять эскизов мозаик для Георгиевского храма: «О Тебе радуется, Благодатная», «Страшный суд», «Сошествие во ад», «Распятие» и «Евхаристия». В силу полноценности живописного исполнения эти эскизы часто называют картинами. После завершения работы Васнецов показал их на выставках в Петербурге и Москве. В мозаике в 1902 году был исполнен только сюжет «О Тебе радуется»: Нечаев-Мальцов увлекся идеей создания в Москве Музея изящных искусств, ныне Пушкинского, стал его основным донатором и к Георгиевскому храму охладел. Тем не менее в 1910 году все пять картин были доставлены в Гусь-Мальцовский.

После революции храм был закрыт, картины перевезли во Владимирский губернский музей, располагавшийся в Успенском соборе. Русский музей и Третьяковская галерея пытались их получить, но безуспешно. В 1935 году все произведения, кроме «Страшного суда», поступили в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а после его закрытия — в ленинградский Музей истории религии и атеизма. Что касается «Страшного суда», то в 1944 году, когда в Успенском соборе во Владимире возобновились службы, картину вернули в Гусь-Хрустальный, где она экспонируется сейчас вместе с мозаикой в  храме, ставшем музеем хрусталя. На нынешней выставке четыре картины дополнены так называемым исполнительным эскизом «Страшного суда», по которому могла создаваться мозаика.

Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии. Фото: Государственный музей истории религии
Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии.
Фото: Государственный музей истории религии

Что касается последователей, то Михаил Нестеров, друг и соратник Виктора Васнецова, представлен живописными эскизами «Святой Александр Невский» и «Воскресение Христа» для мозаик Спаса на Крови, а также поздней, 1922 года иконой «Воскресение Христа». Другие последователи были рангом ниже. Если икона Алексея Вашурова «Святой Гавриил» стремится передать стиль Васнецова, то икона Ефима Суботина и работы других авторов копируют образ «Богоматерь с Младенцем» из Владимирского собора. Из массовой продукции показаны хромолитографии Ивана Ижакевича, а также литофания «Христос Вседержитель», опять же копирующая сюжет из киевского собора.

Создатели выставки не могли отказать себе в удовольствии завершить ее реконструкцией буденовки образца 1919 года. Оригинал зимнего суконного шлема для красноармейцев был создан по эскизам группы художников, в которую входил Виктор Васнецов. 

Государственный музей истории религии
«Виктор Васнецов и последователи»
До 17 марта

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+