18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виктор Васнецов и его «Апокалипсис»

Виктор Васнецов. «Всадники Апокалипсиса». 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фото: Государственный музей истории религии
Виктор Васнецов. «Всадники Апокалипсиса». 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
Фото: Государственный музей истории религии
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

На выставке в Государственном музее истории религии собрано религиозное творчество Васнецова в разные периоды — а еще произведения последователей мастера неорусского стиля, от Михаила Нестерова до менее известных художников

Примерно раз в десятилетие музей, посвященный мировым религиям и архаическим верованиям, показывает публике едва ли не самое ценное из своего живописного собрания — большие, 5 м высотой, картины Виктора Васнецова, созданные художником в 1900–1906 годах для храма Георгия Победоносца в селе Гусь-Мальцовский Владимирской губернии (ныне — город Гусь-Хрустальный). Нынешний повод, 175-летие со дня рождения художника, позволил сделать более многосоставный проект.

Писатель и искусствовед Петр Гнедич, увидев васнецовское полотно «Страшный суд», говорил об ошеломляющем впечатлении: «Васнецов — изобразитель того великого смятения душ, что охватило мир…» На дворе стоял 1905 год. По словам Ольги Коробко, куратора выставки, ведущего научного сотрудника музея, «художник порвал с традицией академической исторической картины, украшавшей стены храмов, и создал свой монументально-символический стиль». В религиозном искусстве Васнецов по праву считается отцом неорусского стиля как части русского модерна.

Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии. Фото: Государственный музей истории религии
Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии.
Фото: Государственный музей истории религии

Выставка, включающая около 100 произведений, представляет разно­образное религиозное творчество Виктора Васнецова — от студенческого рисунка 1869 года «Искушение Христа» до резного креста-распятия (1926), последней работы художника. А еще произведения последователей — как творчески воспринявших созданное Васнецовым, так и буквально его копировавших.

Главными узлами проекта стали эскиз росписи «Всадники Апокалипсиса» для Владимирского собора в Киеве и те самые картины для Гусь-Мальцовского.

«Всадники» вызвали шок у комиссии, утверждавшей эскизы росписей: их содержание сочли непонятным для молящихся. Васнецову предложили другие сюжеты. Он их исполнил, но посетовал: «В старинных церквах Апокалипсис изображался, стало быть, нужно признать, что в старину люди были понятливее». В собрании петербургского музея находится эскиз, где в правом нижнем углу изображен римский император. Другой эскиз, с античной колоннадой, принадлежал Федору Шаляпину. Теперь он хранится в Российском национальном музее музыки в Москве.

Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии. Фото: Государственный музей истории религии
Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии.
Фото: Государственный музей истории религии

История работы Васнецова для Гуся требует отдельного рассказа. Юрий Нечаев-Мальцов, стекольный фабрикант и меценат, заказал художнику пять эскизов мозаик для Георгиевского храма: «О Тебе радуется, Благодатная», «Страшный суд», «Сошествие во ад», «Распятие» и «Евхаристия». В силу полноценности живописного исполнения эти эскизы часто называют картинами. После завершения работы Васнецов показал их на выставках в Петербурге и Москве. В мозаике в 1902 году был исполнен только сюжет «О Тебе радуется»: Нечаев-Мальцов увлекся идеей создания в Москве Музея изящных искусств, ныне Пушкинского, стал его основным донатором и к Георгиевскому храму охладел. Тем не менее в 1910 году все пять картин были доставлены в Гусь-Мальцовский.

После революции храм был закрыт, картины перевезли во Владимирский губернский музей, располагавшийся в Успенском соборе. Русский музей и Третьяковская галерея пытались их получить, но безуспешно. В 1935 году все произведения, кроме «Страшного суда», поступили в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а после его закрытия — в ленинградский Музей истории религии и атеизма. Что касается «Страшного суда», то в 1944 году, когда в Успенском соборе во Владимире возобновились службы, картину вернули в Гусь-Хрустальный, где она экспонируется сейчас вместе с мозаикой в  храме, ставшем музеем хрусталя. На нынешней выставке четыре картины дополнены так называемым исполнительным эскизом «Страшного суда», по которому могла создаваться мозаика.

Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии. Фото: Государственный музей истории религии
Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии.
Фото: Государственный музей истории религии

Что касается последователей, то Михаил Нестеров, друг и соратник Виктора Васнецова, представлен живописными эскизами «Святой Александр Невский» и «Воскресение Христа» для мозаик Спаса на Крови, а также поздней, 1922 года иконой «Воскресение Христа». Другие последователи были рангом ниже. Если икона Алексея Вашурова «Святой Гавриил» стремится передать стиль Васнецова, то икона Ефима Суботина и работы других авторов копируют образ «Богоматерь с Младенцем» из Владимирского собора. Из массовой продукции показаны хромолитографии Ивана Ижакевича, а также литофания «Христос Вседержитель», опять же копирующая сюжет из киевского собора.

Создатели выставки не могли отказать себе в удовольствии завершить ее реконструкцией буденовки образца 1919 года. Оригинал зимнего суконного шлема для красноармейцев был создан по эскизам группы художников, в которую входил Виктор Васнецов. 

Государственный музей истории религии
«Виктор Васнецов и последователи»
До 17 марта

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+