18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Для москвичей приоткрылись двери в гравюрный кабинет

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Выставка в фонде In artibus стала кульминацией удивительных приключений, в центре которых — судьба одной русско-британской семьи. Каким образом коллекция графики, собранная в Оксфорде искусствоведом Фрэнсисом Хаскеллом, оказалась в Москве?

История собрания Фрэнсиса Хаскелла, которое представлено на выставке в залах фонда In artibus в сотрудничестве с «Галеев-галереей», могла бы стать фоном какого-то сюжета из Джона Ле Карре.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Все началось с того, что Арнольд Хаскелл, отец нашего героя, в юности увлекся балетом, а поскольку юность его пришлась на первую треть ХХ века, то это оказался, разумеется, русский балет Сергея Дягилева. В итоге Хаскелл-старший стал пиар-агентом труппы «Русского балета Монте-Карло», затем балетным критиком, другом Александра Бенуа и Михаила Ларионова, директором британской Королевской школы балета, автором первой на свете книги о Дягилеве и т.п. Женился он на дочери русского эмигранта Вере Зайцевой (не балерине, что странно).

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Их сын Фрэнсис стал известным британским искусствоведом, автором нескольких важнейших исследований искусства как социального явления. Во время Венецианской биеннале 1962 года Фрэнсис Хаскелл познакомился с сотрудницей Эрмитажа, специалистом по итальянскому рисунку Ларисой Салминой. Женился на ней и увез в Британию, где она стала хранителем Музея Ашмола и опубликовала прекрасный каталог его русской коллекции.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Одним из наставников Хаскелла и другом семьи был хранитель коллекции живописи королевы Энтони Блант — он же знаменитый советский шпион, член «кембриджской пятерки». Впрочем, о его шпионской деятельности Фрэнсис Хаскелл с женой узнали уже после разоблачения.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Хаскелл скончался в 2000 году. К этому времени супруги собрали примечательную коллекцию графики, в основном итальянской гравюры. Это произведения Марко Денте да Равенна, Джованни Пиранези, Маркантонио Раймонди, Сальватора Розы, Джованни Баттисты Скултори и Адамо Скултори, а также листы фламандцев и англичан. Следующая глава истории началась примерно в 2004 году, когда коллекционер Нина Лобанова-Ростовская познакомила вдову Хаскелла Ларису с московским галеристом и собирателем Ильдаром Галеевым, который стал ее другом и часто бывал в ее оксфордском доме.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

На протяжении 2014–2022 годов Салмина-Хаскелл, желая, чтобы уникальные листы из коллекции мужа были доступны на ее первой родине, безвозмездно передала собрание Галееву. Он, в свою очередь, воспользовался возможностью выставить его в залах фонда In artibus Инны Баженовой. Экспонаты подобраны так, чтобы представить любимую тему Хаскелла, Италию, в максимальной полноте. К выставке выпущен каталог собрания, в который также включены записи бесед Салминой-Хаскелл с Галеевым, биография ее мужа и его статья «Враги современного искусства».  

Фонд In artibus
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
До 24 марта

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+