18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией

Дмитрий Левицкий. «Портрет великого князя Павла Петровича». Россия. Не ранее 1777. Фото: Государственный Эрмитаж
Дмитрий Левицкий. «Портрет великого князя Павла Петровича». Россия. Не ранее 1777.
Фото: Государственный Эрмитаж
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I

Государственный Эрмитаж всегда был чрезвычайно разборчив в отношении новых поступлений в свои фонды — особенно когда речь шла и идет о закупках. И если музей принимает решение приобрести почти полторы сотни предметов из одной-единственной частной коллекции, это означает, что дело заслуживает особого внимания.

В декабре 2023 года в Telegram-канале и на сайте Эрмитажа появилось сообщение о том, что собрание музея вскоре должно пополниться произведениями живописи, скульптуры и прикладного искусства из коллекции Юрия Абрамова (1946–2021) — петербургского антиквара и мецената, профессора, доктора физико-математических наук. Он был человеком деятельным и небезучастным к судьбе Эрмитажа: неоднократно выдавал раритеты для выставок, регулярно что-нибудь дарил (например, в 2014 году — мраморную статую Юпитера работы венецианского скульп­тора Антонио Тарсиа), входил в число почетных друзей музея. На протяжении 15 лет Юрий Абрамов издавал журнал «Звезда Ренессанса», посвященный проблемам атрибуции и экспертизы предметов искусства. Примерно столько же существовал его Музей дворянского быта — институция, одно время размещавшаяся в здании бывшего Императорского конюшенного ведомства. Большинство произведений из числа тех, которые заинтересовали Эрмитаж, служили экспонатами того частного музея.

Джованни Антонио Дозио. «Портрет скульптора Микеланджело Буонарроти». Рим. Вторая половина XVI в. (?) Фото: Государственный Эрмитаж
Джованни Антонио Дозио. «Портрет скульптора Микеланджело Буонарроти». Рим. Вторая половина XVI в. (?)
Фото: Государственный Эрмитаж

Коллекция Юрия Абрамова приобретается не целиком, и сотрудникам Государственного Эрмитажа предстояло произвести отбор для закупки. «Михаил Борисович Пиотровский сказал, что эти вещи должны отражать личность выдающегося коллекционера-антиквара. И, как нам кажется, мы справились с такой задачей», — сообщила в интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости» Марина Блюмин, заведующая сектором новых приобретений музея.

В первую очередь внимание музейщиков было обращено на произведения с высокой художественной и мемориальной ценностью. Таковых в собрании Абрамова было немало. Он не раз говорил без ложной скромности: «Хороших вещей у меня нет — есть очень хорошие и выдающиеся». К последней категории, безусловно, относится прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти, с большой вероятностью выполненный его земляком и младшим современником Джованни Антонио Дозио. Мраморному бюсту середины XVI века уже предназначено место в эрмитажном зале Микеланджело.

Неизвестный художник. «Портрет великого князя Павла Петровича». Западная Европа. Последняя четверть XVIII в. Фото: Государственный Эрмитаж
Неизвестный художник. «Портрет великого князя Павла Петровича». Западная Европа. Последняя четверть XVIII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

Чуть более поздним временем, 1570-ми годами, датируется живописный женский портрет кисти флорентийца Франческо Морандини, прозванного Поппи. Работа этого ученика Джорджо Вазари, представляющая собой значимый образец искусства маньеризма, тоже важна для собрания Эрмитажа.

Среди произведений, созданных в России, эксперты особенно выделяют «Портрет великого князя Павла Петровича», который был написан Дмитрием Левицким не ранее 1777 года. Тот же будущий император изображен и на другом портрете, датируемом последней четвертью XVIII века; парным к нему является портрет великой княгини Марии Федоровны. Установлено, что эти картины созданы в Западной Европе, однако автор их не известен.

Неизвестный художник. «Портрет великой княгини Марии Фёдоровны». Западная Европа. Последняя четверть XVIII в. Фото: Государственный Эрмитаж
Неизвестный художник. «Портрет великой княгини Марии Фёдоровны». Западная Европа. Последняя четверть XVIII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

Представляет интерес и посмертный бюст императора Александра I (1832). Его изваял в Берлине скульп­тор Христиан Даниель Раух. Такого рода произведения, помимо прочего, напрямую связаны с историей Зимнего дворца, о которой в Эрмитаже никогда не забывают.

Отдельный раздел в перечне составляют предметы мебели и прикладного искусства. Специалисты выделяют среди них бюро-цилиндр с монограммой «А. Б. I», которое было выполнено русскими мастерами конца XVIII века по заказу Александры Борисовны Измайловой, урожденной княгини Юсуповой. Она была родной сестрой видного вельможи Николая Борисовича Юсупова, владельца усадьбы Архангельское и посредника царского двора при покупках художественных ценностей в Европе.

Христиан Даниэль Раух. «Портрет императора Александра I». Пруссия, Берлин. 1832. Фото: Государственный Эрмитаж
Христиан Даниэль Раух. «Портрет императора Александра I». Пруссия, Берлин. 1832.
Фото: Государственный Эрмитаж

Спустя два с половиной столетия Эрмитаж опять с новыми приобретениями. Стоимость их не разглашается; известно лишь, со слов Марины Блюмин, что она «очень значительная». Именно по этой причине закупка, осуществляемая на средства из доходов Фонда целевого капитала Эрмитажа за несколько лет, производится в два этапа. В конце 2023 года была оплачена часть подборки, включавшая наиболее ценные и важные произведения, остальное должно быть приобретено в начале 2024-го. На текущий год в музее запланирована выставка, посвященная памяти Юрия Абрамова, после чего ряд предметов из его коллекции окажется в постоянной экспозиции или в открытых хранениях. 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+