18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век

Николай Сапунов. «Ряженые». 1907. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Сапунов. «Ряженые». 1907.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок

«Распятый Арлекин» работы Юрия Анненкова 1921 года, аллегорический портрет артиста и писателя Николая Евреинова, сделанный для обложки евреиновской книги «Самое главное», на новой выставке в Государственной Третьяковской галерее стал финальной точкой, завершающей рассказ кураторов об изящном и тревожном искусстве Серебряного века и трагических судьбах его героев. Сама выставка — несмотря на то что посвящена исключительно графике, получилась крайне яркой. В этом нет ничего странного, ведь это графика именно Серебряного века — эпохи, в которую использовали самые сочные графические материалы: гуашь, пастель и так далее. Многие произведения, представленные на выставке, хорошо известны зрителям по бесчисленным репродукциям; психологически они воспринимаются как масштабные картины маслом и вызывают удивление, когда осознаешь, что это всего лишь хрупкий бумажный листочек. Такова, например, знаменитая «Елизавета Петровна в Царском Селе» Евгения Лансере — гуашь размером 43,5 на 62 см.

Евгений Лансере. «Елизавета Петровна в Царском Селе». 1905. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Евгений Лансере. «Елизавета Петровна в Царском Селе». 1905.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея продолжает показывать сокровища графики из своих фондов. Нынешняя экспозиция, названная «Герои и современники Серебряного века», уже четвертая в цикле, посвященном рубежу XIX–XX веков. До этого в музее показали проект про Александра Бенуа и его «Мир искусства», затем яркую выставку про «арлекинов Серебряного века» — Николая Сапунова, Константина Сомова и Сергея Судейкина, а также экспозицию «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов». На сей раз кураторы решили не сосредотачиваться на конкретных персоналиях, а, наоборот, расстелить перед нами неоднородное лоскутное одеяло визуальной культуры Серебряного века, различные фрагменты которой друг другу прямо противоречили. Сначала мы видим, насколько разными были журналы-манифесты, объединявшие различные художественные группировки. Затем перед нами предстает элегантное разностилье типичного «портрета современника» — творца или богемного созерцателя. Именно в то время постоянно происходила игра в «архаические» формы портретного жанра — аллегорические, костюмированные или парадные.

Выставка «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее. Фото: Юрий Кочетков/ТАСС
Выставка «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее.
Фото: Юрий Кочетков/ТАСС

Отдельно отстоит группа произведений, посвященных истории России: царские выходы, императорские охоты и прочее. Их много именно в графике, причем от ведущих художников — Александра Бенуа, Сергея Иванова, Андрея Рябушкина, в связи с тем, в частности, что в ту эпоху печатание роскошных книг находилось на высочайшем уровне и множество эскизов иллюстраций было выполнено для «Картин по русской истории» Иосифа Кнебеля, «Великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси» Николая Кутепова и других подобных изданий. Сейчас книги эти мало кому памятны, а вот созданные для них работы встречаются в любом учебнике русской истории.

Борис Кустодиев. «Японская кукла». 1908. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Борис Кустодиев. «Японская кукла». 1908.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка большая — более 280 произведений. Помимо перечисленных тем, отдельно сгруппированы эскизы осуществленных и, наоборот, несостоявшихся церковных росписей (от Виктора Васнецова и Николая Рериха до Наталии Гончаровой и Кузьмы Петрова-Водкина). Наконец, группа работ рассказывает о развитии «русского» стиля у Елены Поленовой, Ивана Билибина и других художников, а также об эволюции стиля модерн на отечественной почве. 

Государственная Третьяковская галерея
«Герои и современники Серебряного века»
До 19 мая

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+