18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Произведению Перуджино отчасти вернули молодость

Перуджино. «Портрет молодого человека» после реставрации. Фото: Государственный Эрмитаж
Перуджино. «Портрет молодого человека» после реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Специалисты Эрмитажа отреставрировали «Портрет молодого человека» — редкий для этого итальянского мастера образец портретного жанра в чистом виде. Версия, что художник изобразил здесь себя самого, не получила новых подтверждений, но и не отвергнута

Вскоре исполняется 500 лет со дня смерти Пьетро Перуджино (1446–1524), выдающегося мастера эпохи Возрождения. К этой дате Эрмитаж завершил комплексную реставрацию одной из его живописных работ — «Портрета молодого человека». Это первая серьезная реставрация за те почти полтора века, что картина находится в собрании музея.

«Превосходный небольшой портрет юноши работы Перуджино, который был одним из самых точных и тонких реалистов своего времени в области портретистики, может служить примером для оценки искусства мастера изображать простую видимость», — так писал об этой работе искусствовед и художник Александр Бенуа в путеводителе по картинной галерее Эрмитажа.

Перуджино. «Портрет молодого человека». Фрагмент. Видимая люминесценция под воздействием ультрафиолетовых лучей после утончения верхних слоев лака. Фото: Государственный Эрмитаж
Перуджино. «Портрет молодого человека». Фрагмент. Видимая люминесценция под воздействием ультрафиолетовых лучей после утончения верхних слоев лака.
Фото: Государственный Эрмитаж

Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, известный как Перуджино, был учителем Рафаэля, но знаменит отнюдь не только этим. В частности, он одним из первых в Италии начал использовать технологию живописи маслом на холсте. Перуджино входил в число законодателей стиля Высокого Возрождения. Недаром именно его, наряду с Боттичелли, Гирландайо и Росселли, пригласили в Ватикан для росписи Сикстинской капеллы. Сейчас в ней можно увидеть пять его больших фресок. Однако к жанру портрета он обращался нечасто; самая известная его работа такого рода — фресковый автопортрет на стене палаццо дей Приори в Перудже.

«Портрет молодого человека» Эрмитаж купил в 1850 году у Юрия Львова, преподавателя Павловского кадетского корпуса. Но, когда и как картина попала в Россию, у кого была приобретена и где находилась с XV века, история умалчивает. По словам Зои Купцовой, старшего научного сотрудника отдела западноевропейского изобразительного искусства, некоторые искусствоведы считали, что здесь изображен сам Перуджино. «В процессе исследований мы предположили, что это может быть и автопортрет художника, — рассказала Зоя Купцова. — Прямых доказательств этому нет, можно только сравнивать этот портрет с реальным и единственным сохранившимся автопортретом Перуджино из палаццо Приоров. Яркий румянец, схожий тип лица, выражение, взгляд — все позволяет предположить, что это может быть автопортрет».

Микрофотосьемка левого глаза. Сравнителькый анализ использованных пигментов. Фото: Государственный Эрмитаж
Микрофотосьемка левого глаза. Сравнителькый анализ использованных пигментов.
Фото: Государственный Эрмитаж

В 1867 году реставратор Александр Сидоров перевел картину с деревянной доски на холст. С тех пор произведение фактически не знало основательной реставрации, хотя еще в XIX веке немецкий историк искусства Густав Фридрих Вааген писал о портрете: «Изначально хорошая картина, но сильно пострадала». За время бытования на ней появились многочисленные царапины, красочный слой потемнел, лак стал мутным, значительная часть деталей не просматривалась.

Как рассказал нашему изданию Андрей Цветков, художник-реставратор первой категории лаборатории научной реставрации станковой живописи, в ходе предварительного обследования было установлено, что еще в XVII–XVIII веках картина подвергалась реставрации. Тогда же, вероятно, была сделана промывка живописного слоя, из-за чего пропала часть переходных тонов. «Их удалось частично восстановить. Насколько это было возможно, не задевая авторскую живопись, — говорит Андрей Цветков. — Но главное, нужно было найти методику удаления старого лака без последствий для нижележащих слоев. Нам удалось убрать почти все старые наслоения».

Микрофотосъемка инкариата. Красный потутон на краю носа. Домичируют частицы азурита и киновари. Фото: Государственный Эрмитаж
Микрофотосъемка инкариата. Красный потутон на краю носа. Домичируют частицы азурита и киновари.
Фото: Государственный Эрмитаж

Кропотливая работа позволила слой за слоем выйти на авторскую живопись. Реставраторы удалили старый лак и старые записи, в том числе сплошную, сделанную по всей поверхности еще до того, как работа попала в музей. В результате проявились выразительные детали: складки одежды, форма волос. Фон оказался не черным, а цвета морской волны. Были устранены небольшие приподнятости и расслоения краски по краям полотна, возникшие, скорее всего, в XIX веке, когда живопись переносили с доски на холст.

«Портрет молодого человека» после реставрации можно увидеть на выставке в Аполлоновом зале до 25 января 2024 года. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+