18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Передвижные «Сказки» добрались до Петербурга

Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент. Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент.
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

В петербургском Музее современного искусства «Эрарта» проходит выставка произведений московских художников «Всякие сказки», уже успевшая объехать несколько городов

«Всякие сказки» — не просто выставка: это передвижной выставочный проект, с которым уже смогли познакомиться Новосибирск, Красноярск, Самара, Нижний Новгород. До апреля работы 11 известных московских художников смогут увидеть петербуржцы и гости города. У организаторов уже есть предложения из других регионов на продолжение проекта на разных выставочных площадках страны.

Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта». Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Идея и тема проекта принадлежат московской художнице Анастасии Кузнецовой-Руф, выпускнице МГАХИ им. В.И.Сурикова, президенту артистического общества «Ассамблея искусств».

«Это первая идея выставки, которая у меня возникла во время пандемии, — рассказала нашему изданию Анастасия Кузнецова-Руф. — До пандемии мы активно выставлялись, а потом все проекты схлопнулись, особенно европейские. Пришло время выставляться в своей стране. Тема сказок тоже возникла легко — во-первых, это всем интересно, весело. Во-вторых, мой дед Леонид Трофимович Кузнецов, известный художник-иллюстратор, всю жизнь сотрудничал с издательствами „Детская литература“, „Малыш“ и книжки сказок с его иллюстрациями были, наверное, в любой семье. В 2023 году ему исполнилось бы 95 лет, так что проект я посвятила ему».

Мария Сафронова. «Елка». 2022. Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Мария Сафронова. «Елка». 2022.
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Как рассказала Анастасия, собрать желающих участвовать оказалось очень просто: все знакомые художники, кому она звонила с предложением, охотно откликнулись и даже сделали новые работы специально к выставке. Так что большую часть работ зрители увидят впервые. Участвовать в проекте захотели не только «зубры» современного искусства Владимир Дубосарский, Александр Савко, Георгий Острецов, Александр Виноградов, Константин Звездочетов, арт-группа «Синие носы», но и более молодые художники. Главным образом те, кого искусствоведы относят к направлению новый, или актуальный, реализм, — Мария Сафронова, Антон Кузнецов, Иван Коршунов, Екатерина Белявская, Дарья Котлярова, Тимофей Смирнов, Егор Плотников, другие художники. Три свои работы предоставила для проекта Анастасия Кузнецова-Руф.

«В каждом городе, где проходила выставка, мы проводили опросы среди зрителей, разговаривали с посетителями в залах, — рассказал Владимир Назанский, куратор проекта от музея «Эрарта». — Премьера состоялась в Новосибирске, и там мнения кардинально разделились: часть публики восхищалась, часть обижалась, что выставляем только москвичей и что герои работ не похожи на привычные сказочные образы. Нас тепло встретили в Красноярске и Самаре, но особенно феерично выставка прошла в Нижнем Новгороде. Как показали опросы, самыми продвинутыми и насмотренными оказались нижегородцы».

Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта». Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Выставка «Всякие сказки» в Музее современного искусства «Эрарта».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Сказочная выставка приехала в Санкт-Петербург из Нижнего Новгорода в сокращенном виде: вместо 15 художников в ней участвуют только 11, и вместо 50 работ петербуржцы увидят лишь немногим более 30. Причина — «Эрарта» смогла предоставить только один небольшой зал. Но это сокращение не повлияло на общий характер и настроение выставки: художники не пересказывают сюжеты известных сказок, но создают свои сказочные миры, в которых литературные и фольклорные персонажи прекрасно уживаются со всеми проблемами современной жизни — плохой экологией, одиночеством, засильем гаджетов, опасностями искусственного интеллекта.

Дюймовочка появляется из цветка уже с телефоном в руках, всадник едет по дремучему лесу в очках для виртуальной реальности, а вместе с отравленной в реке рыбой на поверхность воды всплывает мертвая русалка. «Посыл этого проекта — самый что ни на есть корневой, —говорит Анастасия Кузнецова-Руф. — Он про тот самый культурный код, который сейчас так всем необходим. У меня за почти год нашего путешествия по стране возникло стойкое ощущение, что выставка с каждым месяцем становится все более актуальной».

Антон Кузнецов. «Встреча с Белым рыцарем». Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Антон Кузнецов. «Встреча с Белым рыцарем».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Известный московский художник Александр Савко работает в жанре палимпсеста: персонажей массовой культуры он помещает в сюжет и контекст картин, знакомых с детства, создавая, казалось бы, абсурдное столкновение различных культурных кодов. Но это столкновение в современном мире ежеминутно переживает каждый из нас, и, наверное, поэтому его «Богатырь» — Шрек из компьютерной анимации — смотрится совершенно естественно в роли Ильи Муромца.

Художник-график, автор и иллюстратор книг Екатерина Белявская представлена на выставке серией иллюстраций к метафорическим картам арт-терапевта Натальи Балаян. Сюжеты сказочных историй, изображенных на картах, знакомы каждому человеку с ранних лет. Но персонажи Екатерины Белявской не просто напоминают о счастливом возрасте и бабушкиных сказках на ночь — они помогают преодолеть стереотипы восприятия и поведения, навязанные нам с детства. И поэтому ее Баба-яга становится юной красавицей, Кощей Бессмертный — мудрым философом и любителем женщин, а кожа, которую сбрасывает Царевна-лягушка, напоминает роскошное платье.

Екатерина Белявская. «Аленький цветочек». Фото: Музей современного искусства «Эрарта»
Екатерина Белявская. «Аленький цветочек».
Фото: Музей современного искусства «Эрарта»

Художник, кандидат искусствоведения Иван Коршунов работает в гиперреалистической манере, используя технику многослойной масляной живописи. На выставке представлен его диптих, посвященный сказкам Гофмана, Андерсена и братьев Гримм. «Крысиный король» соединяет сюжеты сказок о Щелкунчике и голом короле. А в основу «Крысолова» положена средневековая легенда в пересказе знаменитых немецких сказочников — о дудочнике из Гамельна, который не только истребил крыс, но и увел из города всех детей.

Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург
«Всякие сказки»
До 7 апреля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+