18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рождение музея одежды из пены быстротекущих дней

Костюмы 1940-х и 1950-х годов, созданные Питером Расселлом, Харди Эмисом, Бьянкой Моской и Кристианом Диором и принадлежавшие Марго Фонтейн, на выставке «Стильные женщины» в Музее моды в Бате.  2000–2001. Фото: Fashion Museum Bath
Костюмы 1940-х и 1950-х годов, созданные Питером Расселлом, Харди Эмисом, Бьянкой Моской и Кристианом Диором и принадлежавшие Марго Фонтейн, на выставке «Стильные женщины» в Музее моды в Бате. 2000–2001.
Фото: Fashion Museum Bath
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Сегодня музеи костюмов и моды в целом кажутся явлением закономерным и привычным, но так обстояло не всегда. Исследовательница Джулия Петров взялась рассказать, с чего все начиналось и какие концептуальные трудности преодолевались на этом пути

Автор книги Джулия Петров — куратор отдела повседневной жизни и досуга Королевского музея Альберты в канадском Эдмонтоне. В основу этого труда легла ее диссертация, написанная в Лестерском университете в Англии. Как и любая диссертация, создавалась она с целью не развлечь публику, но продемонстрировать академическому сообществу точность определений и прилежность докторанта, перелопатившего горы литературы. Татьяна Пирусская перевела текст на русский, опять же пытаясь соблюсти точность дефиниций. Текст получился прихотливым, в него надо вгрызаться. Впрочем, теория на то и теория, чтобы быть серьезной, пусть даже речь о моде.

Джулия Петров. «Мода. История. Музеи. Рождение музея одежды». М. :  Новое литературное обозрение, 2023. 264 с., ил. (Серия «Библиотека журнала "Теория моды"»)
Джулия Петров. «Мода. История. Музеи. Рождение музея одежды». М. : Новое литературное обозрение, 2023. 264 с., ил. (Серия «Библиотека журнала "Теория моды"»)

Помимо введения, рассказывающего, когда и каким образом одежда становилась музейным объектом (а этот процесс начался примерно в середине XIX века), в книге восемь глав. Первая посвящена ранним музейным коллекциям одежды (еще не моды!) и вариантам выставочных экспозиций, по большей части этнографическим. Вторая повествует, как на музейные практики повлияло создание первых универмагов с их огромными витринами (выставки одежды в музеях стали более зрелищными). В третьей речь идет о социологических методах в презентации одежды: начиная с XIX века люди верили в прогресс, и выставки костюма структурировались по принципу «от простого к сложному».

Четвертая глава называется «Интервизуальность: экспонирование моды» и рассказывает, соответственно, об интервизуальности, что примерно то же самое, что и интерконтекстуальность, или, грубо говоря, зависимость от контекста: в каком антураже — в пустом ли зале, или рядом со скульптурой и живописью, или в исторических интерьерах — костюмы демонстрируются. Пятая глава говорит о влиянии на музейные экспозиции театра. Шестая — «Тело в зале: попытки оживить историческую моду» — не о телах, как могло бы показаться, но о манекенах: какими они бывают в музеях — жизнеподобными, как в Музее мадам Тюссо, или весьма условными, без лиц, что характерно для выставок моды последних десятилетий. Седьмая глава — «Путь всякой плоти: показать историчность исторической моды» — о «плоти» одежды, о том, что она неизбежно ветшает, и о том, как к этому относиться: реставрировать или, может, сделать выставку «Лохмотья», как поступили в 2012 году в Empire Historic Arts Fond на Губернаторском острове в Нью-Йорке.

Неизвестный фотограф, снимок из публикации. Около 1912. «Костюмы, поступившие в Лондонский музей в Кенсингтонском дворце. Тюдоровские береты (верхний ряд) и обувь XV века (нижние ряды)». Фото: Museum of London
Неизвестный фотограф, снимок из публикации. Около 1912. «Костюмы, поступившие в Лондонский музей в Кенсингтонском дворце. Тюдоровские береты (верхний ряд) и обувь XV века (нижние ряды)».
Фото: Museum of London

Наконец, заключительная глава — «Новый взгляд: современные тенденции в выставках моды как искусства». И тут автор прибегает к развернутому цитированию коллеги, сербского искусствоведа Добрилы Денегри, которая описывает эти самые тенденции как «сложные формы когнитивного или сенсорного опыта», обращенные к «околотелесным практикам», «трансмоду» в «лиминальной зоне (то есть в переходном, жутковато-неестественном пространстве; интернет-жаргон. — TANR) между изобразительным искусством, архитектурой, дизайном, фотографией, исполнительскими искусствами и модой».

Словом, та мода, которая для простых смертных — красивые «тряпочки» и занимательные истории про моделей и кутюрье, для истинного музейщика — предмет глубокого анализа и бесконечной рефлексии.  

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
6
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+