18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Театральный Версаль на Зацепе»: от усадьбы — к современному пространству

Планируется, что комплекс зданий с прилегающим парком откроют для посетителей в 2024 году. Фото: Бахрушинский музей
Планируется, что комплекс зданий с прилегающим парком откроют для посетителей в 2024 году.
Фото: Бахрушинский музей
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Музейно-театральный квартал «Бахрушинский» в скором времени должен стать важным культурным и туристическим центром Москвы. Территория площадью свыше 1 га будет наделена функциями не только научно-познавательными, но и досуговыми

На территории, ядром которой служит особняк основателя Театрального музея Алексея Бахрушина (1865–1929), уже завершено благоустройство и проведены все фасадные работы. Планируется, что комплекс зданий с прилегающим парком откроют для посетителей в 2024 году. Экосистема Музейно-театрального квартала «Бахрушинский» должна объединить главную усадьбу и 12 филиалов музея, разбросанных по всей Москве и соседним регионам.

Программу по комплексному развитию музейного квартала начали разрабатывать летом 2022 года. К его созданию был привлечен художественный консорциум из 50 известных деятелей театра, театроведов, архитекторов, дизайнеров, композиторов, художников по свету и музейных специалистов. Отметим, в частности, что автором проекта звукового оформления квартала выступает художник и музыкант Петр Айду.

Первые постройки ушли на реставрацию в 2021 году, а реставрация фасадов главного здания усадьбы была проведена в 2016–2017 годах. Кроме особняка Бахрушина, с которого начался музей, квартал включает в себя еще пять домов. Четыре из них являются памятниками архитектуры, в них сейчас ведутся работы по сохранению и приспособлению к современному использованию. Бывший каретный сарай станет «Театральной лабораторией», то есть современным лекторием со сценой-трансформером; проект разработан архитектором Андреем Черниховым. Во флигеле XVIII–XIX веков откроется детский центр. Музей обживает и два бывших жилых дома того же времени: в доме № 27 по улице Бахрушина откроется экспозиция, посвященная истории детского театра и театра кукол, а в доме № 29 — экспозиция об истоках отечественного театра в целом.

Среди новых объектов Музейно-театрального квартала — реконструированное здание бывшей медсанчасти. Фото: Бахрушинский музей
Среди новых объектов Музейно-театрального квартала — реконструированное здание бывшей медсанчасти.
Фото: Бахрушинский музей

К осени 2023 года завершились работы по реставрации фасадов этих исторических зданий. Провели обследование кирпичной кладки и дефектовку штукатурных слоев, демонтировали поздние наслоения. Кирпичная кладка была докомпонована, ее утраты восстановлены методом инъецирования (заполнение швов, трещин, пустот низковязкими смолами и микроцементами). Лепной декор отреставрировали и восстановили в местах утрат, из натурального камня сделали цоколи. Заново выложено несколько каменных крылец, по историческим аналогам воссозданы козырьки и светильники на входных группах. Оконные и дверные проемы получили новые заполнения, не нарушающие исторического облика зданий. Наконец, выполнена покраска фасадов.

История музея

Бахрушинский театральный музей основан 29 октября 1894 года. Несколько позже он расположился в особняке его основателя купца Алексея Бахрушина, построенном в 1896 году в стиле английской псевдоготики по проекту Карла Гиппиуса. В последующие годы Бахрушин его видоизменял, приспосабливая под нужды семьи, а также для показа своей частной коллекции, позже превращенной им в открытый публичный музей. Особняк был центром усадьбы с садом и фонтаном, которая заняла большую часть квартала — по мере того, как владелец скупал примыкающие участки. Современники называли прекрасно обустроенную усадьбу «театральным Версалем на Зацепе». В советское время площадь владения заметно сократилась, на отрезанных участках были возведены современные здания. План присоединения к музею утраченных территорий усадьбы и, таким образом, воссоздания ее в первоначальных границах возник в 2010-е годы.

Еще…

Общая площадь музейных зданий теперь составляет 8,3 тыс. кв. м. Более чем вдвое она увеличилась благодаря присоединенному зданию 1935 года постройки по Татарской улице, где раньше располагалась медсанчасть. Это сооружение не является объектом охраны, что давало проектировщикам определенную свободу решений. В итоге там образовалось 4,25 тыс. кв. м полезной площади, из них более 900 кв. м занимает двухуровневый выставочный зал. В этом здании откроется современный Музейно-театральный центр (проект художника и архитектора Александра Боровского), в состав которого войдут галерея с открытой перспективой на выставочные залы, открытое фондохранилище, образовательные студии, кафе и магазины.

По границам квартала восстановлены историческая ограда и ворота усадьбы. Главный вход организован со стороны Садового кольца. Стеклянный павильон «визит-центра» с лаконичным порталом воздвигнут напротив Павелецкого вокзала. В павильоне посетители смогут купить билеты, получить информацию, приобрести сувениры и издания в книжном магазине.

Зеленая зона усадьбы увеличилась на 30%. Фото: Бахрушинский музей
Зеленая зона усадьбы увеличилась на 30%.
Фото: Бахрушинский музей

Весь последний год велись ландшафтные работы. Благоустройство выполнено на площади более 1 га, площадь зеленых насаждений (парковой зоны) составила 4,5 тыс. кв. м, в том числе газонов 2 тыс. кв. м. В результате зеленая зона усадьбы увеличилась на 30%.

Прорежен сад, к нашим дням уже довольно запущенный; некоторое число больных старых деревьев, включая разросшиеся тополя, пришлось вырубить. Хотя исторические деревья, например грушу, посаженную Алексеем Бахрушиным, сохранили. К счастью, здоровыми оказались большие кусты старой сирени. В ходе озеленения высажено около 25 тыс. растений, в том числе 705 деревьев (туи, голубые ели «хупси», магнолии, яблони, груши, вишни), 2 тыс. кустарников (гортензии, рододендроны, ивы, спиреи, сирень), 800 роз различных сортов и оттенков, 12 тыс. декоративных многолетних растений и свыше 9 тыс. цветов.

Усадебный сад был заново спроектирован художниками и ландшафтными архитекторами, использовавшими театральные приемы садовой сценографии. Сооружена площадка для выступлений под открытым небом. При этом авторы старались максимально сохранить уютную усадебную атмосферу, хорошо известную по дореволюционным семейным фотографиям Бахрушиных. Проложены дорожки, установлено освещение, обустроены прогулочные зоны, а также «зеленые кабинеты», где можно расположиться для отдыха. В музее надеются, что большой открытый парк станет популярной зоной отдыха. При этом, как подчеркивают в пресс-службе музея, «усадебный парк будет доступен для всех — независимо от покупки билета для посещения объектов музейного квартала». 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+