18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ганс Гольбейн Младший не перестает удивлять

Ганс Гольбейн Младший. «Дерих Борн». 1533. Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023
Ганс Гольбейн Младший. «Дерих Борн». 1533.
Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Подготовка двух выставок гения Северного Возрождения пополнила наши знания о Гольбейне Младшем и некоторых героях его портретов. Новые атрибуции дали возможность иначе датировать первую и одну из последних работ художника. Но это не точно

Немецкий гений Ренессанса Ганс Гольбейн Младший немало путешествовал. Ловко лавируя между католиками и протестантами, он был одним из чемпионов своей эпохи по выживанию. Сначала разъезжал между Германией и Швейцарией, потом между континентальной Европой и Англией и лишь в 1530-е окончательно осел при дворе Генриха VIII из династии Тюдоров. Гольбейн умер в 1543 году, предположительно от чумы, не достигнув и 50 лет, но при этом пережил очень многих своих покровителей и моделей, чью жизнь оборвал топор палача.

Выставка «Гольбейн при дворе Тюдоров». Галерея королевы, Лондон. Фото: Queen’s Gallery
Выставка «Гольбейн при дворе Тюдоров». Галерея королевы, Лондон.
Фото: Queen’s Gallery

Ганс Гольбейн Младший продолжает путешествовать и в наши дни. Две большие выставки открылись в Европе. В Лондоне, в Галерее королевы в Букингемском дворце, впервые за много лет выставляется под названием «Гольбейн при дворе Тюдоров» значительная часть рисунков художника из Королевской коллекции. А во Франкфурте Штеделевский музей подготовил выставку «Гольбейн и Северное Возрождение»: здесь представлены ранние религиозные произведения художника в более широком контексте континентального искусства и предлагается новая интерпретация его раннего творчества в период работы в аугсбургской мастерской отца, Ганса Гольбейна Старшего.

Ганс Гольбейн Младший. «Noli me tangere (Не прикасайся ко мне)». 1526-1528. Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023
Ганс Гольбейн Младший. «Noli me tangere (Не прикасайся ко мне)». 1526-1528.
Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023

Королевской коллекции принадлежат 80 рисунков Гольбейна Младшего, которые в XVI веке были объединены в альбом, известный как «Великая книга». Кейт Хёрд, старший куратор отдела рисунка и печатной графики Фонда королевской коллекции, рассказывает, что значительная часть этих работ попала в собрание напрямую из мастерской художника после его смерти. В их числе множество портретов деятелей тюдоровского двора. Экспозиция организована в хронологическом порядке и объединяет 106 произведений, в числе которых портрет третьей жены Генриха VIII Джейн Сеймур на бумаге с розовой грунтовкой. В этом рисунке, созданном в 1536 или 1537 году, хрупкость королевы передана убедительнее, чем в завершенном живописном портрете, который сегодня хранится в Вене.

Выставка «Гольбейн при дворе Тюдоров». Галерея королевы, Лондон. Фото: Queen’s Gallery
Выставка «Гольбейн при дворе Тюдоров». Галерея королевы, Лондон.
Фото: Queen’s Gallery

Кейт Хёрд обращает внимание на одно из своих любимых произведений — созданный в конце 1530-х живописный портрет тюдоровского придворного Уильяма Рескимера. Полотно свидетельствует о методе мастера, дотошно следовавшего чрезвычайно реалистичному предварительному рисунку. В Галерее королевы оба портрета Рескимера экспонируют рядом.

Для историков искусства у Хёрд есть новости. На рисунке, который до сих пор датировался серединой 1530-х, художник изобразил, как считается, некоего Саймона Джорджа из Корнуолла, чей законченный портрет с красной гвоздикой в руках сейчас хранится в Штеделевском музее. Куратор полагает, что, вероятнее всего, моделью был морской офицер Джордж Корнуолл, который женился в 1543 году — гвоздика может указывать на то, что это свадебный портрет. Таким образом, датировка рисунка из Королевской коллекции и франкфуртского портрета смещается на несколько лет позже. Хёрд полагает, что это одно из последних произведений Гольбейна.

Выставка «Гольбейн при дворе Тюдоров». Галерея королевы, Лондон. Фото: Queen’s Gallery
Выставка «Гольбейн при дворе Тюдоров». Галерея королевы, Лондон.
Фото: Queen’s Gallery

Тем временем во Франкфурте открылась выставка, которая в следующем году отправится в венский Музей истории искусств. Она посвящена ученическим годам знаменитого художника. В числе экспонатов портрет 1512 года, изображающий жителя Аугсбурга по имени Фишер. Произведение, которое в последний раз видели в 1860-х, недавно обнаружили в частной коллекции. Бодо Бринкман, куратор отдела живописи старых мастеров Художественного музея в Базеле, доказывает в каталоге выставки, что автором этой картины на доске, созданной в мастерской Ганса Гольбейна Старшего, в действительности был его 15-летний сын, что делает ее первым известным нам произведением Гольбейна Младшего. По словам куратора Штеделевского музея Йохена Сандера, эта и другие новые атрибуции выставки могут заставить нас иначе взглянуть на период ученичества Гольбейна в Аугсбурге.

Ганс Гольбейн Младший. «Джон Годсалв». Около 1543. Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023
Ганс Гольбейн Младший. «Джон Годсалв». Около 1543.
Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023

Франкфуртскую экспозицию, объединившую почти 190 произведений, замыкает картина, которую в Штеделевском музее по-прежнему называют «Портрет Саймона Джорджа из Корнуолла» (около 1535–1540). Или это все-таки портрет Джорджа Корнуолла, написанный в 1543 году? Сандер, планирующий посетить выставку в Галерее королевы, говорит, что узнал о гипотезе Кейт Хёрд этим летом. «Мне не терпится обсудить ее при личной встрече», — добавляет куратор.  

Штеделевский музей, Франкфурт
«Гольбейн и Северное Возрождение»
До 18 февраля

Галерея королевы, Лондон
«Гольбейн при дворе Тюдоров»
До 14 апреля

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+