18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ганс Гольбейн Младший не перестает удивлять

Ганс Гольбейн Младший. «Дерих Борн». 1533. Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023
Ганс Гольбейн Младший. «Дерих Борн». 1533.
Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Подготовка двух выставок гения Северного Возрождения пополнила наши знания о Гольбейне Младшем и некоторых героях его портретов. Новые атрибуции дали возможность иначе датировать первую и одну из последних работ художника. Но это не точно

Немецкий гений Ренессанса Ганс Гольбейн Младший немало путешествовал. Ловко лавируя между католиками и протестантами, он был одним из чемпионов своей эпохи по выживанию. Сначала разъезжал между Германией и Швейцарией, потом между континентальной Европой и Англией и лишь в 1530-е окончательно осел при дворе Генриха VIII из династии Тюдоров. Гольбейн умер в 1543 году, предположительно от чумы, не достигнув и 50 лет, но при этом пережил очень многих своих покровителей и моделей, чью жизнь оборвал топор палача.

Выставка «Гольбейн при дворе Тюдоров». Галерея королевы, Лондон. Фото: Queen’s Gallery
Выставка «Гольбейн при дворе Тюдоров». Галерея королевы, Лондон.
Фото: Queen’s Gallery

Ганс Гольбейн Младший продолжает путешествовать и в наши дни. Две большие выставки открылись в Европе. В Лондоне, в Галерее королевы в Букингемском дворце, впервые за много лет выставляется под названием «Гольбейн при дворе Тюдоров» значительная часть рисунков художника из Королевской коллекции. А во Франкфурте Штеделевский музей подготовил выставку «Гольбейн и Северное Возрождение»: здесь представлены ранние религиозные произведения художника в более широком контексте континентального искусства и предлагается новая интерпретация его раннего творчества в период работы в аугсбургской мастерской отца, Ганса Гольбейна Старшего.

Ганс Гольбейн Младший. «Noli me tangere (Не прикасайся ко мне)». 1526-1528. Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023
Ганс Гольбейн Младший. «Noli me tangere (Не прикасайся ко мне)». 1526-1528.
Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023

Королевской коллекции принадлежат 80 рисунков Гольбейна Младшего, которые в XVI веке были объединены в альбом, известный как «Великая книга». Кейт Хёрд, старший куратор отдела рисунка и печатной графики Фонда королевской коллекции, рассказывает, что значительная часть этих работ попала в собрание напрямую из мастерской художника после его смерти. В их числе множество портретов деятелей тюдоровского двора. Экспозиция организована в хронологическом порядке и объединяет 106 произведений, в числе которых портрет третьей жены Генриха VIII Джейн Сеймур на бумаге с розовой грунтовкой. В этом рисунке, созданном в 1536 или 1537 году, хрупкость королевы передана убедительнее, чем в завершенном живописном портрете, который сегодня хранится в Вене.

Выставка «Гольбейн при дворе Тюдоров». Галерея королевы, Лондон. Фото: Queen’s Gallery
Выставка «Гольбейн при дворе Тюдоров». Галерея королевы, Лондон.
Фото: Queen’s Gallery

Кейт Хёрд обращает внимание на одно из своих любимых произведений — созданный в конце 1530-х живописный портрет тюдоровского придворного Уильяма Рескимера. Полотно свидетельствует о методе мастера, дотошно следовавшего чрезвычайно реалистичному предварительному рисунку. В Галерее королевы оба портрета Рескимера экспонируют рядом.

Для историков искусства у Хёрд есть новости. На рисунке, который до сих пор датировался серединой 1530-х, художник изобразил, как считается, некоего Саймона Джорджа из Корнуолла, чей законченный портрет с красной гвоздикой в руках сейчас хранится в Штеделевском музее. Куратор полагает, что, вероятнее всего, моделью был морской офицер Джордж Корнуолл, который женился в 1543 году — гвоздика может указывать на то, что это свадебный портрет. Таким образом, датировка рисунка из Королевской коллекции и франкфуртского портрета смещается на несколько лет позже. Хёрд полагает, что это одно из последних произведений Гольбейна.

Выставка «Гольбейн при дворе Тюдоров». Галерея королевы, Лондон. Фото: Queen’s Gallery
Выставка «Гольбейн при дворе Тюдоров». Галерея королевы, Лондон.
Фото: Queen’s Gallery

Тем временем во Франкфурте открылась выставка, которая в следующем году отправится в венский Музей истории искусств. Она посвящена ученическим годам знаменитого художника. В числе экспонатов портрет 1512 года, изображающий жителя Аугсбурга по имени Фишер. Произведение, которое в последний раз видели в 1860-х, недавно обнаружили в частной коллекции. Бодо Бринкман, куратор отдела живописи старых мастеров Художественного музея в Базеле, доказывает в каталоге выставки, что автором этой картины на доске, созданной в мастерской Ганса Гольбейна Старшего, в действительности был его 15-летний сын, что делает ее первым известным нам произведением Гольбейна Младшего. По словам куратора Штеделевского музея Йохена Сандера, эта и другие новые атрибуции выставки могут заставить нас иначе взглянуть на период ученичества Гольбейна в Аугсбурге.

Ганс Гольбейн Младший. «Джон Годсалв». Около 1543. Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023
Ганс Гольбейн Младший. «Джон Годсалв». Около 1543.
Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III 2023

Франкфуртскую экспозицию, объединившую почти 190 произведений, замыкает картина, которую в Штеделевском музее по-прежнему называют «Портрет Саймона Джорджа из Корнуолла» (около 1535–1540). Или это все-таки портрет Джорджа Корнуолла, написанный в 1543 году? Сандер, планирующий посетить выставку в Галерее королевы, говорит, что узнал о гипотезе Кейт Хёрд этим летом. «Мне не терпится обсудить ее при личной встрече», — добавляет куратор.  

Штеделевский музей, Франкфурт
«Гольбейн и Северное Возрождение»
До 18 февраля

Галерея королевы, Лондон
«Гольбейн при дворе Тюдоров»
До 14 апреля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+