18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Поэт, он же художник: памяти Льва Рубинштейна

Лев Рубинштейн. Фото: Павел Бедняков/ТАСС
Лев Рубинштейн.
Фото: Павел Бедняков/ТАСС

Льва Рубинштейна, скончавшегося 14 января от травм, полученных в ДТП, аттестуют поэтом и литератором. Однако то, что им создано, стоит рассматривать и в широком контексте концептуального искусства — как визуальную поэзию и перформанс

Лев Рубинштейн (1947–2024) был частью сообщества, для которого придумано определение «московский романтический концептуализм». Напомним, что его предложил философ и теоретик Борис Гройс в одноименной статье 1979 года, опубликованной в журнале «А — Я». Если мы откроем эту статью, то увидим, что первым номером, буквально, в ней идет именно Лев Рубинштейн. И уже за ним другие, ныне знаменитые, художники.

В этом кружке участвовали люди разных профессий — и собственно диплом никого особо не интересовал. Рубинштейн сделал основой собственной эстетики библиотечные карточки. И это можно считать настоящим подвигом художника: как свою довольно прозаическую профессию библиотекаря превратить в форму творчества.

Выставочный проект «Карточки». Лев Рубинштейн. Библиотека им. Н.А.Некрасова. Фото: Наталия Сенаторова
Выставочный проект «Карточки». Лев Рубинштейн. Библиотека им. Н.А.Некрасова.
Фото: Наталия Сенаторова

Вместе с Дмитрием Александровичем Приговым, чью художественную ипостась во многом затмили его стихи о «милицанере», Лев Рубинштейн оказался в авангарде такого направления, как «визуальная поэзия». У Пригова это были «гробики стихов» и консервные банки с заточенными в них словами, у Рубинштейна — кусочки картона, чьи размеры должны вписываться в ячейки шкафов-картотек, с напечатанными на пишущей машинке фразами (сегодня этот уже архаичный способ передачи месседжа выглядит также по-особому эстетично).

Дмитрий Пригов и Лев Рубинштейн. Москва, 1983. Фото: Музей современного искусства «Гараж»/Фонд Георгия Кизевальтера
Дмитрий Пригов и Лев Рубинштейн. Москва, 1983.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»/Фонд Георгия Кизевальтера

Как в московском, так и в общемировом концептуализме слово конкурировало с изображением, часто его замещая. Одним из самых ярких концептуальных ноу-хау стало словесное описание произведений вместо их физического воплощения.

Текстами полны работы известных художников-концептуалистов — от Джозефа Кошута до Ильи Кабакова. Все художники этого круга как завороженные смотрели на советский агитпроп, плакаты, лозунги, объявления. «Музой» Эрика Булатова был поэт Всеволод Некрасов — именно его строчки «Живу вижу» легли в основу одной из наиболее знаменитых булатовских картин. Андрей Монастырский начинал как поэт — и в придуманных им «Коллективных действиях» описания акций и переживаний их участников (среди них был и Лев Рубинштейн) значили едва ли не больше, чем сами действия. Художник Виктор Пивоваров написал целый трактат о современной картине как литературном жанре. В середине 1970-х он и Илья Кабаков возродили старинный жанр альбомов в новом качестве: коллективный просмотр и перелистывание страниц их альбомов становились видом перформанса.

Андрей Монастырский и Лев Рубинштейн. Москва, 1974. Фото: Музей современного искусства «Гараж»/Фонд Георгия Кизевальтера
Андрей Монастырский и Лев Рубинштейн. Москва, 1974.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»/Фонд Георгия Кизевальтера

В этом же русле стоит рассматривать и появившиеся примерно в то же время произведения Льва Рубинштейна, сделавшие его известным, такие как «Программа работ», «Новый антракт» или «Каталог комедийных новшеств». Важно, что автор читал их сам, вслух, в кругу слушателей, во время чтения делая паузы в момент перекладывания карточек. Именно этот процесс оказался важен и для художников следующего поколения. Вот что написал в память о Рубинштейне художник Анатолий Осмоловский: «Рубинштейн изобрел свой собственный медиум. Это карточки. Характерной чертой этого медиума является его материальность. Карточки, на которых написан текст, необходимо менять, переворачивать — это создает во время чтения временную цезуру, связанную с самим фактом их материального носителя. Поэзия таким образом приближается к художественному объекту». Добавим, что путь в искусство у ставшего акционистом Осмоловского начался с поэтического вечера в конце 1980-х годов, где присутствовал и Лев Рубинштейн, перед которым, как Пушкин перед Державиным, выступал со своими стихами тогда юный бунтарь.

Семен Файбисович. «Поэт Лев Рубинштейн». Из цикла «Московский метрополитен». 1987. Фото: Картина Семена Файбисовича/Cобрание Игоря Маркина.
Семен Файбисович. «Поэт Лев Рубинштейн». Из цикла «Московский метрополитен». 1987.
Фото: Картина Семена Файбисовича/Cобрание Игоря Маркина.

«У меня есть совместные работы с Приговым и Рубинштейном — серия видеоработ под общим названием „видеопоэзия“», — рассказывает художник-видеоартист Кирилл Преображенский. Он так же считает, что в чтениях Рубинштейна «ключевой была пауза, момент, когда он карточки переворачивал, их шелест, вся эта перформативность. Он разрывал поток текста и предлагал достраивать мир между монтажными склейками». И как замечает Преображенский, эти карточки отсылали к советской бюрократии, а сами тексты были примером «нулевого письма», то есть безличного «гула языка». Но, в отличие от повисших в картинах Кабакова фраз с коммунальной кухни, это был гул языка советской интеллигенции, «итээров» (ИТР — инженерно-технический работник).

Поэт Лев Рубинштейн и художник Гриша Брускин во время открытия собственной выставки «Генеральная инструкция — другое имя» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва, 1 января 1993. Фото: Великжанин Виктор/Фотохроника ТАСС
Поэт Лев Рубинштейн и художник Гриша Брускин во время открытия собственной выставки «Генеральная инструкция — другое имя» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва, 1 января 1993.
Фото: Великжанин Виктор/Фотохроника ТАСС

В постсоветское время Лев Рубинштейн обрел, как и его коллеги по концептуалистскому кругу, гораздо более широкую аудиторию. Он часто выступал с чтениями в популярных богемных местах: в 1990-е — в клубе «Проект О.Г.И.», ближе к нашему времени был завсегдатаем «Жан-Жака» и «Перелетного кабака», а в Петербурге осенил своим именем некое заведение на улице Рубинштейна. Он всегда дружил и сотрудничал и с художниками, и с литературным сообществом, соединяя эти миры. Его можно было встретить на открытиях выставок. Его выразительный портрет в московском метро, в больших очках и вязаной шапке, где он похож на инопланетянина, создал Семен Файбисович. Можно вспомнить и перформансы, которые Лев Семенович делал вместе с художницей Марией Чуйковой и композитором Сергеем Загнием. Получил несколько литературных премий; его книги переведены на разные языки. Писал и журналистские тексты на злобу дня; несколько лет назад издал книгу, похожую на мемуары, устроенную по типу отрывного календаря. Коротенькие «листки»-тексты в последнее время он выкладывал в соцсетях, сумев и это изобретение нашей эпохи приспособить к своим творческим нуждам. Этих его текстов, ежедневной дозы поэзии, ждали тысячи поклонников-подписчиков. Последний литературный перформанс Льва Рубинштейна оказался прерван нелепой случайностью.

По данным РБК, прощание с поэтом состоится 17 января в ДК «Рассвет» в присутствии близких и семьи.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+