18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Студенты вырастают в профессионалов

Курс «Наставничество» стал важным этапом для каждого из его участников. Фото: ПАО «Газпром»
Курс «Наставничество» стал важным этапом для каждого из его участников.
Фото: ПАО «Газпром»

Междисциплинарный курс «Наставничество» в рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» завершился презентацией студенческих проектов в Петро-Павловской крепости, площадке-партнере проекта

«Наставничество» — уникальный образовательный курс, разработанный экспертами реставрационной отрасли для студентов, чья будущая профессия может быть связана с реставрацией, развитием городской среды и музейным делом. Этот курс проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» реализуется при поддержке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Активное участие в подготовке и проведении курса принимали Государственный музей-заповедник «Царское Село», Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области, Музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость), Международный центр реставрации в Рождествено.

Поедем в Царское Село!

Одна из основных задач «Друзей Петербурга» в целом — содействовать профессиональному росту молодых специалистов в сфере сохранения архитектурно-исторического наследия города, развивать и продолжать лучшие традиции ленинградской школы реставрации. Особенность курса «Наставничество» — междисциплинарный подход, который поможет формированию у сегодняшних студентов разносторонних профессиональных компетенций в области современной реставрации.

Специалисты Международного реставрационного центра в Рождествено (Ленинградская область) провели для студентов мастер-класс. Фото: ПАО «Газпром»
Специалисты Международного реставрационного центра в Рождествено (Ленинградская область) провели для студентов мастер-класс.
Фото: ПАО «Газпром»

Именно поэтому стать слушателями курса 2023 года были приглашены студенты разных специальностей. Они прошли предварительный отбор, представив портфолио и мотивационные письма. В результате 38 учащихся Архитектурно-строительного университета, Института культуры, Лесотехнического университета, Национального исследовательского университета ИТМО, Санкт-Петербургского государственного университета, Художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица, Художественного училища им. Н.К.Рериха и других вузов приняли участие в занятиях.

Программа курса состояла из теоретической и практической частей, самостоятельной работы и защиты проектов. Основной площадкой для лекций, теоретических занятий и совместных обсуждений стал в нынешнем году Государственный музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость). А основными площадками для практических занятий были выбраны ГМЗ «Царское Село» и Международный реставрационный центр в Рождествено (Ленинградская область).

«Это важный проект для нашего города и страны, он объединяет высококлассных профессионалов, научную общественность, искусствоведов, реставраторов, готовых передать знания и умения новому поколению, — сказал на церемонии, посвященной старту нового курса, Владимир Кириллов, генеральный директор Музея истории Санкт-Петербурга. — Нашему городу, исторический центр которого входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, особенно важно бережно хранить и развивать традиции ленинградской реставрационной школы. От молодых реставраторов зависит, каким увидят Петербург будущие поколения».

Музей-заповедник «Царское Село» стал одной из основных площадок образовательного проекта «Наставничество». Фото: ПАО «Газпром»
Музей-заповедник «Царское Село» стал одной из основных площадок образовательного проекта «Наставничество».
Фото: ПАО «Газпром»

Молодые специалисты в течение трех месяцев проводили градостроительный, исторический и пространственно-средовой анализ территории Царского Села, освоили навыки обмерных работ в залах Зубовского флигеля Екатерининского дворца, в котором при поддержке ПАО "Газпром" с 2019 года реализуется реставрационный проект по воссозданию восьми интерьеров личных комнат Екатерины​ II. И конечно приняли участие в мастер-классах по росписи арабески и восстановлению разбитого лепного декора, изготовлению копий гипсовых розеток по формам, снятым с оригиналов, и во многих других работах в Серебряном кабинете Зубовского флигеля.

Объединить среду, объект, предмет

Как рассказала Ксения Губинская, заместитель председателя Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области, курс «Наставничество» состоял из трех модулей: «Среда», «Объект» и «Предмет».

«На протяжении всего курса мы постоянно говорили о каждой из этих сущностей нашего наследия, о том, как они связаны между собой, — отметила Ксения Губинская. — Профессионалы знают, что невозможно отделять среду от объекта, предмет — от среды, что наследие едино и все виды реставрационных работ тоже неразрывно связаны. Надеюсь, нам удалось на практике убедить в этом студентов разных вузов, тем более что курс наполнен практическими занятиями».

По мнению Константина Самоловова, архитектора-урбаниста, куратора модуля «Среда», современные горожане обычно воспринимают культурное наследие в отрыве от повседневной жизни. И одна из главных проблем, стоящих перед урбанистами, — поиск ответа на вопрос, как приспособить пространство, создававшееся для одной функции, к другому использованию и образу жизни. «Об этом мы и будем разговаривать со студентами, будем искать какие-то новые варианты освоения исторической среды, — сказал на старте курса Константин Самоловов. — Руководство ГМЗ „Царское Село“ предложило нам придумать, как можно использовать Треугольную площадь рядом с Зубовским флигелем, на которой сейчас только паркуются машины. Мы проанализируем логистику и предложим варианты использования этой площади».

Среда: Треугольная площадь в Царском Селе

Все группы участников согласились с тем, что Треугольной площади можно отвести более серьезную, чем сейчас, роль в комплексе Царского Села. Они предложили разместить на ней служебные павильоны (кафе и сувенирные лавки) и малые архитектурные формы.

Участники курса «Наставничество» предложили альтернативные способы использования Треугольной площади в Царском селе. Фото: ПАО «Газпром»
Участники курса «Наставничество» предложили альтернативные способы использования Треугольной площади в Царском селе.
Фото: ПАО «Газпром»

Роль площади сравнивалась с гостиной. Особенности рельефа в отдельных проектах предлагалось усилить: понизить уровень площади и создать мосты-переходы, акцентировать видовые точки, а также максимально использовать возможности площади для навигации (в том числе световой в темное время суток). Большая роль неизменно отводилась зелени.

Объект: личные комнаты Екатерины II в Зубовском флигеле

Студенты внимательно исследовали Зубовский флигель, погружаясь в его богатую историю, причем одним из главных аспектов изучения был анализ и описание интерьеров. Участники разработали проектные предложения по музейной сценографии для этих недавно воссозданных залов. Среди предложений — создание иммерсивных аудиоспектаклей, ведущих зрителей по залам, и сложная светозвуковая инсталляция, направленная на эмоционально-ассоциативное погружение в пространство флигеля.

Интерьеры Зубовского флигеля стали основой для изучения возможностей музейной сценографии. Фото: ПАО «Газпром»
Интерьеры Зубовского флигеля стали основой для изучения возможностей музейной сценографии.
Фото: ПАО «Газпром»

Студенты также задумались о расширении музейных функций отдельных комнат, опираясь на архивные сведения о них. Так, один интерьер на время может стать концертным залом, другой — библиотекой, здесь могут проводиться исторические игры-квесты. Еще более авангардным выглядит идея (основанная на известном факте о любви Екатерины II к нарядам) использовать интерьеры флигеля как площадку для показа мод — работ современных дизайнеров. Отдельный проект касался создания инклюзивной среды для незрячих людей с возможностью проведения тактильных арт-медиаций внутри флигеля.

Предмет: реставрация, сохранение и показ экспонатов

От кропотливого восстановления живописи или ручного золочения до знакомства с современными физико-оптическими методами исследования предметов — этот раздел включал и теорию, и практику. Студентам представили шесть музейных предметов — все с уникальной историей и особыми требованиями к реставрации и экспонированию — и предложили разработать концепции выставок каждого из них. Героями этих воображаемых выставок стали настенные росписи, исторические костюмы, золоченые рамы и картуши.

Студенты приняли участие в мастер-классе по восстановлению разбитого лепного декора в Серебряном кабинете Зубовского флигеля. Фото: ПАО «Газпром»
Студенты приняли участие в мастер-классе по восстановлению разбитого лепного декора в Серебряном кабинете Зубовского флигеля.
Фото: ПАО «Газпром»

Особая важность этого модуля занятий — редчайший для студентов шанс напрямую соприкоснуться с подлинными предметами Екатерининской эпохи.

Некоторые слушатели курса «Наставничество» уже имеют опыт реставрационной работы. Студентка третьего курса факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета Ольга Прудниченко учится восстанавливать мебель. Недавно под руководством ее преподавателя она отреставрировала кресло из университетского музея. «Но мне хочется расширить свои знания, — говорит Ольга Прудниченко, — чтобы не зацикливаться на одном направлении, а понимать, как устроены другие специализации и мир реставрации в целом».

Елизавета Ловушкина учится на первом курсе магистратуры в ИТМО по специализации «арт-фотоника» и уже принимает участие в работе реставрационного центра в Рождествено. «Мы используем оптические методы при исследовании произведений искусства, — рассказала она. — Мне, как физику, важно узнать, чем напрямую занимаются реставраторы, чтобы лучше с ними коммуницировать, понимать их задачи с точки зрения науки».

По мнению Жанны Максименко, замдиректора Международного центра реставрации в Рождествено, куратора модуля «Предмет», именно в подобных специалистах сейчас остро нуждается современная реставрационная отрасль. «Нам в реставрационном центре такие специалисты, как Елизавета Ловушкина, очень пригодятся, — считает Жанна Максименко. — У нас большой парк современной техники, поэтому физики, особенно оптики, наши будущие сотрудники. Они основные создатели эталонных баз произведений искусства, что чрезвычайно важно для дальнейшего сохранения наследия».

Студентка четвертого курса Академии Штиглица Любовь Овчарова, будущий реставратор предметов декоративно-прикладного искусства, высоко оценила возможность работать непосредственно с музейными объектами. «Для реставратора очень важно получать информацию руками, и работа с подлинными историческими объектами — это особенно интересно, — объяснила Любовь Овчарова. — Во время учебного процесса у нас нет практики на музейных объектах, а без такого опыта невозможно стать профессионалом».

Как отмечает Мария Андреевна Шапченко, руководитель архитектурной мастерской номер 2, ООО «НИИПИ Спецреставрация», куратор модуля «Объект», опыт работы с музейными объектами появился у всех участников курса.

Опыт работы с музейными объектами появился у всех участников курса. Фото: ПАО «Газпром»
Опыт работы с музейными объектами появился у всех участников курса.
Фото: ПАО «Газпром»

Студенческие проекты представили специалистам и кураторам курса 20 декабря 2023 года. Не исключено, что некоторые идеи из них могут быть реализованы.

«Реставрация в последние годы стала основным вектором жизни нашего музея-заповедника. Мы ежегодно восстанавливаем десятки объектов, многие — с помощью „Газпрома“, — рассказала Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село». — И кому, как не нам, видны проблемы этой отрасли. К сожалению, реставрация переживает сегодня не самые лучшие времена, и я уверена, что инициатива по привлечению молодежи в эту отрасль через несколько лет принесет свои плоды».

Реклама.
ПАО "Газпром"
ИНН 7736050003
LjN8KB8kZ

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+