18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ретроспектива Николя де Сталя в Париже объединила две сотни работ

Николя де Сталь. «Парк де Пренс». 1952.  Фото: DAGP, Paris/Christie’s/Nicolas de Staël  at Musée d’Art Moderne, Paris.
Николя де Сталь. «Парк де Пренс». 1952.
Фото: DAGP, Paris/Christie’s/Nicolas de Staël at Musée d’Art Moderne, Paris.
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Каждые год-два в биографии художника, каждое место, которое он посетил, превращались буквально в эпоху в его творчестве. Ни в одной точке де Сталь не останавливался надолго, отовсюду он двигался дальше

Выставка Николя де Сталя (1914–1955) в Музее современного искусства города Парижа включает две сотни работ из многочисленных государственных и частных собраний Европы и США. Ретроспектива организована в хронологическом порядке, и каждый отдельный зал посвящен буквально каждому году короткой карьеры художника, которая вписалась в полтора десятилетия. Кому-то такой показ мог и повредить — но только не де Сталю, который не терпел, чтобы что-то выходило «слишком гладко», и бесконечно менял манеру, оставаясь при этом абсолютно индивидуальным и узнаваемым.

Художник родился в Петербурге в семье помощника коменданта Петропавловской крепости генерала Владимира Сталь фон Гольштейна. После революции семья бежала в Польшу. Родители вскоре умерли, мальчика и двух его сестер усыновила бельгийская семья. Николя учился в Школе изящных искусств в Брюсселе, познакомился c Морисом Вламинком. На юге Франции и в Париже открыл для себя Жоржа Брака, Анри Матисса, Поля Сезанна, Хаима Сутина. Потом оказался в Испании, Марокко и Алжире. Везде рисовал, но нередко уничтожал свои работы. В 1939 году вступил в Иностранный легион, демобилизовался в ­1940-м, три года прожил в Ницце, затем переехал в Париж. В 1942 году де Сталь обратился к абстракции. С этой точки начинается его путь самостоятельного живописца, который примирял в своем творчестве реализм и абстракцию, не видя между ними противоречий.

Николя де Сталь. 1954. Фото: Denise Colomb/RMN-Grand Palais
Николя де Сталь. 1954.
Фото: Denise Colomb/RMN-Grand Palais

К концу 1940-х оттенки в живописи Николя де Сталя постепенно проясняются. Это принято связывать как с рождением детей, так и с появлением у художника большой светлой мастерской. Формы на его полотнах становятся более крупными и ясными — одновременно приходит и коммерческий успех.

С 1950 года каждые год-два, каждое место, где побывал художник, превращаются буквально в эпоху в его творчестве. «Конденсация», а потом «Фрагментация», как назвали эти разделы кураторы парижской выставки, показывают полотна, где цветные абстрактные формы то сливаются, то дробятся. В 1952 году отсылки к реальности в работах де Сталя становятся более явными: он путешествует от Иль-де-Франса до Нормандии и пишет пейзажи. В марте того же года художник побывал на футбольном матче на стадионе «Парк де Пренс». Написанная под впечатлением от матча картина огромна (200 на 350 см), насыщена энергией и показывает технику художника: он наносит слои краски друг на друга, позволяя им то перекрываться, то проглядывать по краям (работа в итоге весит около 200 кг).

Летом 1953-го де Сталь переехал в Прованс. Палитра художника становится ярче, на холстах появляется обнаженная женская фигура — результат встречи с Жанной Польж, с которой у него вспыхнул роман. Путешествие на Сицилию привносит в сюжеты море и корабли. Но уже тогда появляется предчувствие упадка: художник «до тошноты», как он пишет, стремится запечатлеть сияющие южные пейзажи, снова и снова.

Николя де Сталь. «Пейзаж». 1952.  Фото: DAGP, Paris/Christie’s/Nicolas de Staël  at Musée d’Art Moderne, Paris.
Николя де Сталь. «Пейзаж». 1952.
Фото: DAGP, Paris/Christie’s/Nicolas de Staël at Musée d’Art Moderne, Paris.

Следующий, 1954 год был отмечен поездками по Франции — на юг, на север, опять в Париж, где рождаются пейзажи берегов Сены. По словам кураторов выставки Шарлотты Бара-Мабиль и Пьера Вата, в этот период де Сталь работал «больше, чем когда-либо»: зимняя выставка в Нью-Йорке, устроенная его галеристом Полем Розенбергом, имела успех, а к июню художник готовил показ у Жака Дюбура — первую за три года парижскую выставку. Слой краски становится легче, художник отказывается от толщины в пользу текучести. В рисунках, многие из которых приходятся на время путешествий, он придает все большее значение белизне бумаги.

Финальные залы выставки посвящены последней зиме в жизни художника. Чтобы сблизиться с Жанной Польж, Николя де Сталь в одиночестве переехал в дом с видом на море на крепостных валах Антиба. Как рассказывают кураторы, его жизнь вращалась вокруг мастерской и страстного, всепоглощающего романа. По мере того как Жанна отдаляется, Николя работает все более лихорадочно. «Картины темнеют, — пишет он, — мне придется отдать им все, что у меня есть, остальное мне теперь ненавистно». Художник изображает море, лодки или предметы из мастерской, не теряя чувства восхищения миром.

16 марта 1955 года де Сталь покончил с собой, бросившись с террасы на крыше своей студии, и оставив после себя множество незавершенных картин. Одной из них заканчивается экспозиция. 

Музей современного искусства города Парижа
«Николя де Сталь»
До 21 января

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+