18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сказочники с кистями и красками

№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Сегодня все увлечены сказочными сюжетами. Перед Новым годом и Рождеством самое время присмотреться к выставкам про мир, полный мудрости, суеверий, фантазий и абсурда

Огромные очереди за билетами в Большой театр на балет-сказку «Щелкунчик», удивительный бум по поводу нового фильма «По щучьему велению». И выставки, выставки, выставки — все о сказках, большого и малого состава, передвигающиеся по городам России от Новосибирска и Красноярска до Самары и Санкт-Петербурга или уютно устроившиеся в столичных частных галереях и муниципальных выставочных залах. Хочется задаться вопросом: с чего бы вдруг такая тяга к сказкам?

А почему бы и нет? Сказка всегда приходила на помощь русскому народу. В ней и мудрость нации, и ее же хитрость, подсказывающая способы вывернуться из затруднительных положений, а еще и застарелые верования, сродни суевериям, да и просто враки, которые тоже иной раз греют наши души. Ведь не просто же так в перестроечной дискомфортной России даже люди с университетскими дипломами сидели замерев в концертных залах или дома перед экранами телевизоров, когда выступал экстрасенс Анатолий Кашпировский. И выставляли в бутылках водопроводную воду, дабы ее заколдовал Аллан Чумак. Ну как тут не вспомнить сказки о живой и мертвой воде! Еще в 1930-х годах какой-то ироничный французский журналист заметил: «Пообещай русскому достать Луну с неба — поверит, а напиши табличку „Скамья окрашена“ — сядет и измажется». Ну да, мы легковерны, хотя в то же время недоверчивы и подозрительны. По крайней мере так с давних пор отзывались о нас иностранцы, побывавшие в Московии. Да и притом мы литературоцентричная нация — мы верим тексту, верим сказанному. Хотя, как увещевал у Булгакова профессор Стравинский поэта Бездомного: «Мало ли чего можно рассказать! Не всему же надо верить».

У нашего народа огромный, буквально сказочный опыт. Достаточно сказать, что собранные и изданные в середине XIX века Александром Афанасьевым «Народные русские сказки» в три раза по объему превышают сборник «Немецких сказок» знаменитых братьев Гримм (а между тем они опубликовали ни много ни мало 200 сказок). Без сказок Афанасьева трудно себе представить, что бы делали Иван Билибин, Виктор Васнецов, Георгий Нарбут, да и федоскинские и палехские мастера лаковой миниатюры.

У Афанасьева в запасе имелись еще «Заветные русские сказки» («заветные» значит «не для всех, тайные»), в которых имелось столь много отсылок к тому, что находится ниже пояса, что их смогли опубликовать лишь в Швейцарии, да и то после смерти автора, да и то анонимно. Скабрезный юмор «заветных» просочился и в анекдоты советской поры. Традиция же «поучительных непристойностей» ожила в начале нашего века в ироничных работах известного соц-артиста Ростислава Лебедева, как раз стилизованных под палехские лаковые миниатюры.

Сказка — бездонный запас образов. Типично отечественные архетипы увековечены русской сказкой.

Взять, к примеру, таких, как бездельник и лоботряс Емеля, которому вдруг привалило счастье (вспомним его, лежебоку, из «По щучьему велению» хотя бы в версии Алексея Толстого, а их вообще-то существует множество), или Иван-дурак (в известном смысле тот был героизирован Петром Ершовым в «Коньке-Горбунке», которым восторгался Пушкин и которого запретил Николай I; многие же меткие замечания оттуда вроде «Но давно уж речь ведется Что лишь дурням клад дается…» стали частью народной мудрости).

Но не все так безнадежно в наших сказках. А Марья-краса, длинная коса? А Царь-девица? А Василиса Прекрасная? Наконец, Василиса Премудрая? Что-то дур среди них не видно. Надо полагать, что сказки сочинялись женщинами, чтобы скоротать время, а в рассказах самим себе найти и забаву, и утешение. Ведь странно было бы предположить, что пришедший с поля от сохи или от косы мужик будет что-то выдумывать. Кстати, вспомним: кто Пушкина тешил сказками, которые, как считается, он потом использовал в своих произведениях? То-то же!

И конечно, нельзя забывать и сказки советского народа, точнее, сочиненные для него. И первый боян тут, конечно, Аркадий Гайдар. Кстати, свой творческий псевдоним писатель Голиков позаимствовал вовсе не из «героических» рейдов по Хакасии, а из очень популярной до революции книги биолога и писателя Николая Вагнера «Сказки Кота-Мурлыки», выдержавшей до 1913 года девять (!) переизданий. Эта книжка была буквально в каждом доме. И юный Голиков с его прирожденной склонностью к сказкам и байкам никак не мог с ней разминуться. А в одной из сказок Мурлыки как раз и повествуется о прекрасном принце Гайдаре. Что же говорить о «Сказке о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»? По этому поводу написано немало статьей, разбирающих ее фольклорные и мифологические основы.

Впрочем, эта сказка Гайдара уже переходит в другой жанр, который в его времена еще не получил названия. Речь идет о фэнтези, то есть о специально сконструированном повествовании о небывалом. По крайней мере так рассуждал Джон Толкин в эссе «О волшебных сказках», говоря о фантазии, которую писатель считал не иррациональной, а рациональной деятельностью: «Автор фантастического произведения должен сознательно добиваться установки на реальность. Необходимо придать вымышленному миру внутреннюю логику реального».

Открытки от художников

Pogodina Gallery, Москва

Традиционная рождественская-предновогодняя выставка, кураторский проект Веры Погодиной, проходит уже в 16-й раз, причем сразу в двух местах (после Государственного института искусствознания «Открытки от художников» переехали в пространство Pogodina Gallery). За минувшие годы выставка, когда-то задуманная как камерное праздничное мероприятие, постепенно преобразилась в большие экспозиции музейного уровня, в которых традиционно принимает участие более 100 художников. Новогодняя тема неизбежно включает элемент сказки: тут хозяйничает полчище Дедов Морозов. На работе Карины Барабановой дед вылезает из шкафа, где, видимо, хранился летом; у Ивана Симонова он рисует на облаках; а «Робот в ледяной пещере» Таисии Коротковой вполне годится на роль Снегурочки. С малоформатными работами в проекте также участвуют Семен Агроскин, Андрей Бартенев, Константин Батынков, Дмитрий Гутов, Константин Звездочетов, Ирина Корина, Нина Котел, Айдан Салахова и другие любимые художники, согласившиеся передать зрителям чуточку волшебства и чуда.

До 15 декабря

Иван Симонов. «Дед Мороз рисует». 2023. Фото: Pogodina Gallery, Москва
Иван Симонов. «Дед Мороз рисует». 2023.
Фото: Pogodina Gallery, Москва
«Всякие сказки»

Центр труда и отдыха «Станкозавод», Самара

Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург

В экспозиции полсотни работ, созданных классиками современного искусства, среди которых Александр Виноградов, Владимир Дубосарский, Константин Звездочетов, арт-группа «Синие носы». Уже одно перечисление этих имен говорит проницательному читателю, что сказки здесь всякие: веселые и страшные, детские и взрослые, абсурдные и традиционные. Впрочем, традиционная русская сказка часто бывает и страшной и абсурдной. Среди авторов есть художники молодого поколения: Екатерина Белявская, Дарья Котлярова, Антон Кузнецов, Егор Плотников, Мария Сафронова и другие, многие из которых сочетают подчеркнуто реалистичную или простодушно открыточную манеру с фантасмагорическими сюжетами. Автор идеи всего проекта — художник Анастасия Кузнецова-Руф, насыщенные тонкими деталями картины которой тоже включены в выставку. В целом «Всякие сказки» отлично иллюстрируют современное отношение к сказке как к серьезному жанру, родственному мифологии и философии.

До 21 декабря

С 12 января до 7 апреля 2024

Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент. Фото: архив художницы
Анастасия Кузнецова-Руф. «Третье желание». 2023. Фрагмент.
Фото: архив художницы
Параллельные игры Елены Ковылиной

Галерея «Файн Арт», Москва

В галерее, где только что завершилась персональная выставка Александра Савко «Сказки острова Буяна», снова мифологические герои. В своем проекте Елена Ковылина попыталась воспроизвести такую картину мира, в которой объединила многочисленные игровые, сказочные сценарии, наполненные парадоксальными ассоциациями и параллельными сюжетами: космонавт на орбите встречает химеру, Снегурочка позирует на фоне НЛО, сказочный герой Иван-царевич похищает царевну на сером мотоцикле, смартфон оказывается тем самым зеркальцем из пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Живописная серия была ранее показана в рамках проекта «Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной», обширного исследования истоков декоративно-прикладного искусства на базе Всероссийского музея декоративного искусства. Для него художница посетила Белгород, Зеленодольск, Йошкар-Олу и Чебоксары. Развитие технологий, теории матрицы и игр сегодня способны объяснить феномен волшебства, описанный в народных сказках и мифах, которые есть не что иное, как отражение архетипических образов прошлых технологичных цивилизаций, просачивающихся в настоящее через игровые модели, — так описывает суть проекта Елена Ковылина.

До 21 января

Елена Ковылина. «Родительский контроль». 2022. Фото: Галерея «Файн Арт», Москва
Елена Ковылина. «Родительский контроль». 2022.
Фото: Галерея «Файн Арт», Москва
Сказки в предметах крестьянского быта

Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское — Измайлово», Москва

В воссозданном крестьянском домике на территории Коломенского не только показывают предметы крестьянского быта, но и рассказывают об их сказочном назначении. Что такое ухват, как выглядит веретено, для чего использовали ступу (помимо того, что на ней летали), — на выставке можно увидеть все эти предметы, узнать, для чего они были нужны в хозяйстве и в каких сказках упоминаются. В экспозиции представлена резная доска с изображением русалки, которая когда-то оберегала жителей дома в Нижегородской губернии. Рядом с ней гребень для пряжи, потому что в фольклоре этих речных божеств часто изображали расчесывающими гребнем распущенные волосы. Ухват и полотенце напомнят о сказке «Звериное молоко», в которой Змей Горыныч оборачивается ухватом, а Иван-царевич превращает полотенце в мост через реку. Прялка и веретено наведут на мысль о сюжете сказки «Перышко Финиста ясна сокола», где красна девица отправляется в тридесятое царство на поиски своего жениха. А сказка «Василиса Прекрасная» познакомит с «транспортом» Бабы-яги.

До 31 марта

Фасадная доска с изображением русалки. Фрагмент. Вторая половина XIX в.  Россия, Нижегородская губерния. Фото: Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское — Измайлово»
Фасадная доска с изображением русалки. Фрагмент. Вторая половина XIX в. Россия, Нижегородская губерния.
Фото: Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское — Измайлово»
Сказки о золотых яблоках

Паблик-арт-программа, Альметьевск

Целью проекта была культурная перезагрузка города Альметьевск в Татарстане при поддержке компании «Татнефть». Название дала татарская сказка «Семь золотых яблок», сюжет которой сводится к мысли о том, что главное богатство в семье — дети, то есть будущее любой страны. Опираясь на антропологические и фольклорные исследования, художники при поддержке кураторов петербургского Института исследования стрит-арта и бюро «Новь» создавали скульптуру и монументальные росписи на брандмауэрах жилых зданий. Проект длился пять лет и завершился этой осенью, в нем поучаствовало 40 российских и зарубежных мастеров. Они создали огромные композиции на сказочные, национальные и более абстрактные сюжеты. На финальном этапе была создана, например, скульптурная группа Сергея Соболева «Радиолярии» (отпечатки этих микроорганизмов на известняке свидетельствуют о наличии нефти в недрах земли), художник Андрей Люблинский сделал объект «Великан», Максим Свищев — скульптуру «Яблоня», дерево изобилия, имеющее сакральное значение во многих культурах.

Андрей Люблинский. Функциональный объект «Великан». 2023. Фото: Институт исследования стрит-арта / Бюро «Новь»
Андрей Люблинский. Функциональный объект «Великан». 2023.
Фото: Институт исследования стрит-арта / Бюро «Новь»
Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+