18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому

Марина Абрамович на своей выставке в Королевской академии художеств. Лондон. 2023. Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
Марина Абрамович на своей выставке в Королевской академии художеств. Лондон. 2023.
Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?

Суперзвезда современной арт-сцены, «бабушка перформанса», Марина Абрамович (р. 1946) за последнее десятилетие достигла культового статуса. Кульминацией ее карьеры можно назвать открывшуюся ретроспективу в Королевской академии художеств в Лондоне — впервые за 255 лет женщина удостоилась здесь персональной выставки в главной галерее.

Однако рынок работ Марины Абрамович совсем не достиг таких высот; так, по данным Art Market Research, только шесть ее произведений ушли на аукционах за внушительные суммы, более £50 тыс. И сюрприза тут нет. Во-первых, творчество художников-женщин недооценивалось на протяжении всей истории искусства. Во-вторых, Абрамович известна перформансами (актами искусства, намеренно ограниченными во времени и пространстве), той практикой, что угасла несколько десятилетий назад. «В конце 1970-х перформансы уже утратили популярность... Галереи их не продавали, а музеи не показывали. На художников давили, чтобы они создавали картины и другие осязаемые произведения искусства», — признается сама Абрамович в подкасте The Art Newspaper.

Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023. Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023.
Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry

Ее работы нелегко классифицировать; есть и фотоархивы, и видео, и реконструкции перформансов. А еще — скульп­тура, которую Абрамович начала создавать в конце 1980-х годов. Это ее «временные объекты» — вещи, требующие участия зрителя при физическом отсутствии художницы. Представлены и работы, которые она создавала вместе с Улаем, ее бывшим возлюбленным и соавтором. В целом же творчество Марины Абрамович калейдоскопично. Например, она могла выставить на продажу глиняную подушку, а затем серию фотографий и железный стул — и все это в течение двух лет.

Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023. Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023.
Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry

Аукционный рекорд на ее работы был установлен в 2020 году, когда «Жизнь» (2018–2019), 19-минутная видеоинсталляция, ушла на Christie’s за £287,5 тыс. при эстимейте £400–800 тыс. (продавалось устройство виртуальной реальности с голограммой Абрамович в красном платье). При этом только создание арт-объекта обошлось в £1 млн! Такая цена лишний раз напоминает о том, что арт-рынок тяжело принимает инновации (тогда работа «смешанной реальности» впервые попала на классический аукцион). Творение, подписанное непосредственно Абрамович и разработчиком Тоддом Эккертом, теперь принадлежит Фонду Фауршу в Нью-Йорке.

Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023. Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023.
Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry

Поворотным для рынка работ художницы стал 2010 год, как указывает Клаус Робенхаген, директор Lisson Gallery. Именно тогда состоялась знаменитая ретроспектива Марины Абрамович «В присутствии художника» в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. По восемь часов в день в течение трех месяцев художница сидела за столом, молча выдерживая по несколько минут взгляд каждого посетителя, занимавшего стул напротив нее. Тысячи желающих посмотреть Абрамович в глаза стояли в многочасовой очереди. В том же году работы художницы стала представлять Lisson Gallery. «Абрамович прошла путь от важной фигуры в искусстве перформанса до, возможно, самой известной и именитой художницы своего времени, — говорит Робенхаген. — На рынке ее произведений произошел серьезный сдвиг; она стала делать большие фотоработы, которые начали продаваться за хорошие деньги». Он отмечает, что, например, в отличие от такого мастера перформанса, как Тино Сегал, который продает устные инструкции к своим работам, Абрамович пошла другим путем. «Марина предпочитает сохранять право собственности на свои перформансы, — рассказывает он. — Музеи и галереи могут временно показывать их, но только с ее разрешения». Что касается судьбы ее творческого наследия, то, как утверждает Робенхаген, определять, как перформансы должны воссоздаваться в будущем, уполномочен Институт Абрамович. Что важно, каталог-резоне художницы не составлен.

Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023. Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023.
Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry

Пока коллекционеры могут приобрести фото- или видеосъемку работ; ранние перформансы ценятся больше всего. Цена на кадры, где запечатлены самые известные выступления Абрамович, варьируется от $30 тыс. до $100 тыс. Фотографии «Балканского барокко» (1997), получившего «Золотого льва» на Венецианской биеннале 1997 года, когда художница, сидя на груде сырых коровьих костей, маниакально чистила каждую с помощью щетки и воды, разошлись за суммы от $21,59 тыс. до $44,121 тыс.

Цены на первичном рынке у более поздних работ Абрамович намного выше. В 2021 году Lisson Gallery организовала две ее выставки. На одной показали съемку спектакля «Семь смертей Марии Каллас», в котором Абрамович переживает смерть семи героинь известных опер — обычно от рук мужчины, которого играет голливудский актер Уиллем Дефо. Стоимость записи, существующей в пяти экземплярах, начинается от €250 тыс. На второй выставке были семь алебастровых скульптур, связанных со сценами смерти. Цены — от €250 тыс. до €400 тыс. Помимо Lisson, работы Абрамович также представлены у Sean Kelly в Нью-Йорке, она сотрудничает с Luciana Brito Galeria в Сан-Паулу, Lia Rumma в Милане, венской галереей Krinzinger и Brandstrup в Осло.

Марина Абрамович. «Течение». 2017. Видео, 1 ч 35 мин. Фото: Marina Abramović
Марина Абрамович. «Течение». 2017. Видео, 1 ч 35 мин.
Фото: Marina Abramović

Марина Абрамович входит в моду у нового поколения коллекционеров. На нее обратили внимание частные музеи и меценаты в Китае и Бразилии. Много поклонников творчества Абрамович в Европе и США. Так, ее поддерживают Музей современного искусства «Луизиана» в Дании, музеи современного искусства Амстердама, Нью-Йорка и Сан-Франциско. В Тейт в Лондоне хранится всего одна работа Абрамович — вариант знаменитого «Ритма 0» (1974). Это стол, на котором разложено 69 предметов, оставшихся от душераздирающего перформанса, когда зрителям разрешили делать с художницей все, что они захотят. Другой вариант работы был продан на Sotheby’s в марте 2022 года за £52,92 тыс.

Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023. Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry
Выставка Марины Абрамович в Королевской академии художеств. Лондон. 2023.
Фото: Marina Abramović/Royal Academy of Arts, London / David Parry

Немецкий коллекционер Юлия Стошек купила свою первую работу Абрамович в 2004 году. Сегодня ей принадлежит 33 ее видео и фотографии — с 1975 по 2001 год. «Собирая лучшие образцы искусства медиа и перформанса, просто нельзя проигнорировать творчество Марины, которая остается пионером в этой области», — считает она. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+