18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Тень и свет — главные герои инсталляции у стен Михайловского замка

Аудиовизуальная инсталляция «Я — тень от чьей-то тени» протягивает сложные связи между личностями Петра I, Павла I и нашими современниками. Фото: ПАО «Газпром»
Аудиовизуальная инсталляция «Я — тень от чьей-то тени» протягивает сложные связи между личностями Петра I, Павла I и нашими современниками.
Фото: ПАО «Газпром»

Аудиовизуальная инсталляция «Я — тень от чьей-то тени» стала результатом многомесячной работы творческой лаборатории ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

Световые и теневые проекции, неоновая графика, специальное архитектурное освещение внешних и дворовых фасадов Михайловского замка и прилегающих к нему аллей и газонов не только подчеркнули архитектурно-планировочные особенности этого места, но и заставили вспомнить многочисленные исторические и культурные события, связанные с ним.

Аудиовизуальная инсталляция «Я — тень от чьей-то тени» стала результатом многомесячной работы творческой лаборатории многофункционального социального проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». Почти два десятка студентов из разных вузов под руководством кураторов различных профилей — художников, архитекторов, урбанистов, дизайнеров и программистов — работали над концепцией и реализацией проекта с начала лета этого года.

Они изучили замок изнутри и снаружи, при солнечном свете и в сумерках. Познакомились с деятельностью его реставрационной мастерской и Центра мультимедиа Государственного Русского музея и проанализировали способы взаимодействия посетителей с пространством замка и территорией вокруг него.

Арсений Тимофеев, участник Лаборатории «Друзья Петербурга». Фото: ПАО «Газпром»
Арсений Тимофеев, участник Лаборатории «Друзья Петербурга».
Фото: ПАО «Газпром»

Участники лаборатории выстроили диалог архитектуры и литературы, света и звука, реальных фактов и легенд, окутывающих это место. Они узнали и прочувствовали историю Михайловского замка, ставшего центральным героем аудиовизуального представления.

Для некоторых из студентов участие в проекте обернулось первой ступенью в карьере. Например, старшекурсник Арсений Тимофеев рассказал, что получил серьезный профессиональный опыт и практику работы в команде. «Этот и другие проекты в лабораториях, организованных Газпромом, позволили многим студентам, в том числе мне, взаимодействовать с разными специалистами из разных областей, — пояснил он. — Нам повезло, что с нами работали прекрасные кураторы: архитекторы, дизайнеры, урбанисты — лучшие специалисты в своих областях. Благодаря участию в проекте „Друзья Петербурга“ я теперь сотрудник медиацентра Русского музея».

Итог работы лаборатории был представлен во время второго фестиваля «Друзья Петербурга», состоявшегося в городе этой осенью. Открывая аудиовизуальную инсталляцию у стен замка, который сейчас является одним из зданий Русского музея, Елена Давыдова, начальник управления департамента ПАО «Газпром», пояснила: «Мы приложили немало усилий, чтобы этот проект состоялся, и надеемся, что он запомнится и будет ярким городским событием. И для нас особой гордостью и ответственностью стало то, что Русский музей, один из наших самых верных и надежных партнеров, доверил нам пространство Михайловского замка».

Стены и газоны Михайловского замка стали «экраном» для сложной аудиовизуальной инсталляции. Фото: ПАО «Газпром»
Стены и газоны Михайловского замка стали «экраном» для сложной аудиовизуальной инсталляции.
Фото: ПАО «Газпром»

Название проекта «Я — тень от чьей-то тени» — это строки стихотворения Марины Цветаевой, написанного ею в 1914 году. И все аудиовизуальное представление воспринимается как аллегория преломления в первую очередь литературных и исторических смыслов, связанных с Михайловским замком.

По замыслу авторов действующими лицами и исполнителями этого светозвукового спектакля стали памятник Петру I работы Бартоломео Карло Растрелли (отца знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли), стоящий перед главными воротами, фасады со светящимися теплым светом окнами спальни Павла I, убитого здесь заговорщиками, и окружающий замок ландшафт. Однако в целом это проект не про Павла, не про его жизнь или смерть и даже не про Михайловский замок — он про людей и их истории, про то, как правда переплетается с вымыслом, как простое оказывается сложным, как человек ищет и находит для себя смысл в огромном пространстве Вселенной.

Все сеансы аудиовизуальной инсталляции проходили в вечернее время, когда на улице темнело и начиналась игра света и тени. На это необычное представление зрители могли попасть на протяжении трех вечеров. Первое, что видели входившие в темноте в ведущую к замку Кленовую аллею, — это гигантская тень, которую памятник Петру I отбрасывал на его южный фасад. Тень от конной статуи императора как будто парила над зданием и деревьями, резко контрастируя с пронзительно-белыми стенами. Сам памятник оставался во мраке.

Деревья и кусты по сторонам центрального газона тоже играли роль в этом спектакле. Световой объект в виде букв «Прошлое отбрасывает длинные тени» на газоне отсылал к логоцентричности русской культуры и задавал сразу две линии развития повествования: осмысление истории и ее ключевых фигур и осознание самого себя как участника этой истории.

Михайловский замок с его внутренним двором и подъездной аллеей в лучах специальной архитектурной подсветки в рамках проекта «Я – тень от чьей-то тени». Фото: ПАО «Газпром»
Михайловский замок с его внутренним двором и подъездной аллеей в лучах специальной архитектурной подсветки в рамках проекта «Я – тень от чьей-то тени».
Фото: ПАО «Газпром»

С одной стороны центрального газона на дорожках и листве световыми приборами высвечивались цитаты из произведений Анны Ахматовой, Николая Лескова, Льва Толстого и других классиков русской литературы. С другой — фразы, сконструированные нейросетью. Например, то, что мог бы сказать Лев Толстой о Михайловском замке. И даже на постаменте памятника с одного бока светились строки из стихотворения Марины Цветаевой, а с другого — фраза, сгенерированная искусственным интеллектом.

Во внутреннем дворе проходило отдельное действо. Стены знаменитого восьмиугольного двора начинали светиться, высоко над головами как будто из воздуха возникала молния (скульптура работы Александра Кита) и звучала драматическая мини-оратория композитора Олега Гудачева на тексты Анны Ахматовой, Николая Гоголя, Дмитрия Мережковского, Александра Пушкина и других писателей и поэтов. Оратория постепенно затихала, но через несколько минут раздавалась вновь.

Скульптура Александра Кита в виде молнии стала частью  Аудиовизуальной инсталляции в Михайловском замке. Фото: ПАО «Газпром»
Скульптура Александра Кита в виде молнии стала частью Аудиовизуальной инсталляции в Михайловском замке.
Фото: ПАО «Газпром»

На темно-красном западном фасаде в окружающей ночной темноте гости и жители Петербурга могли видеть два светящихся окна бывшей спальни императора Павла — это тоже было частью инсталляции.

Михайловский замок выбран не случайно: это знаковое место в центре Петербурга, с ним связаны громкие исторические события, он упоминается во многих литературных произведениях. В том числе в повести Лескова «Привидение в Инженерном замке», которая начинается рассказом о живущих здесь призраках: «Еще при жизни императора Павла тут, говорят, слышали голос Петра Великого, и, наконец, даже сам император Павел видел тень своего прадеда». Для авторов светозвукового спектакля первичные смыслы, в том числе история убийства царя, послужили отправной точкой в формировании композиции и сюжета, но этим они не исчерпывались. Так и замок — авторы не только увидели его как архитектурную форму, но и постарались проявить ее содержание и трансформацию. Император Павел всю жизнь жил в тени — в тени матери, в тени великого прадеда. И мы все, попадая в Петербург, оказываемся под тенью Петра. Так проект получил сложную, многослойную структуру.

Реклама
ПАО «Газпром»
ИНН 7736050003
LjN8KUqws

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+