18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев

Скифский золотой шлем IV века до н.э. Фото: AP/ТАСС
Скифский золотой шлем IV века до н.э.
Фото: AP/ТАСС

Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины

Музей Алларда Пирсона в Амстердаме сообщил, что передал коллекцию скифского золота из крымских музеев Украине. В прошлом месяце предметы прошли независимую экспертизу и были тщательно упакованы в соответствии с музейными правилами, говорится в пресс-релизе музея.

Речь идет примерно о 500 предметах, которые в 2013 году были предоставлены на амстердамскую выставку «Крым: золото и тайны Черного моря» четырьмя крымскими музеями. Это Керченский историко-культурный заповедник (ныне — часть Восточно-Крымского заповедника), Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный заповедник и «Херсонес Таврический». Также в выставке принимал участие Национальный музей истории Украины, который предоставил 19 предметов, возвращенных в Киев еще в 2014 году.

В прессе эти предметы окрестили «скифским золотом», однако, как уточняют сотрудники крымских музеев, на самом деле это именование условное. Набор предметов более разнороден, так как выставка была посвящена истории Крыма VI века до н.э. — IV века н.э., который в ту эпоху был настоящим перекрестком цивилизаций. Золотые артефакты собственно скифской культуры составляют лишь часть экспонатов, также в выставке участвовали предметы сарматской культуры, греческие и римские вещи.

Один из экспонатов выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» из собрания крымских музеев, прошедшей в Археологическом музее Алларда Пирсона. Фото: AP/ТАСС
Один из экспонатов выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» из собрания крымских музеев, прошедшей в Археологическом музее Алларда Пирсона.
Фото: AP/ТАСС

Основой выставки были золотые украшения из скифского Усть-Альминского некрополя (I век до н.э. — III век н.э.), раскопанного в 1996 году в Бахчисарайском районе. В Амстердам тогда же уехали предметы, найденные в том же захоронении: например, китайские лаковые шкатулки — редкое свидетельство контактов скифов с Древним Китаем. Среди других экспонатов, помимо золотых доспехов, оружия и украшений, — скульптура змееногой богини из известняка (знаковая для истории Крыма благодаря упоминанию этого божества у Геродота), керамическая курильница из городища Неаполь Скифский, четыре керамических сосуда в форме баранов сармато-аланского времени, мраморная плита с греческой надписью — декретом в честь херсонесского историка III века до н.э. Сириска. Указанные предметы опубликованы в выпущенном амстердамским музеем каталоге De Krim: goud en geheimen van de Zwarte Zee. Поскольку до Амстердама выставка под другим названием побывала в Бонне, эти предметы также опубликованы в немецком каталоге Die Krim: goldene Insel im Schwarzen Meer.

Изначально контракт предполагал завершение нидерландской экспозиции 28 мая 2014 года, однако в феврале срок выставки был продлен до 31 августа 2014 года. После вхождения Крыма в состав Российской Федерации экспонаты стали предметом многолетнего судебного разбирательства, поскольку Украина предъявила на них претензии как на часть своего музейного фонда. После многочисленных апелляций 9 июня этого года Верховный суд Нидерландов наконец окончательно постановил, что предметы необходимо вернуть Украине, а не крымским музеям.

Один из экспонатов выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» из собрания крымских музеев, прошедшей в Археологическом музее Алларда Пирсона. Фото: AP/ТАСС
Один из экспонатов выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» из собрания крымских музеев, прошедшей в Археологическом музее Алларда Пирсона.
Фото: AP/ТАСС

Все это время предметы оставались в Музее Алларда Пирсона. Его директор Элс ван дер Плас высказался по поводу хранения и отправки экспонатов: «Это был особый случай, когда культурное наследие стало жертвой геополитических событий. После того как в 2014 году оказалось, что дело будет рассматривать суд, мы сосредоточились на безопасном хранении предметов до тех пор, пока не придет время вернуть их законному владельцу. Мы рады, что появилась ясность и что теперь они возвращены».

Таможенная служба Украины сообщила, что грузовик с 565 предметами общим весом 2694 кг приехал в Киев 26 ноября. Он прибыл на территорию Киево-Печерской лавры, где в Сокровищнице Национального музея истории Украины музейные сотрудники проведут распаковку и идентификацию предметов. Официальное заявление на сайте этого музея гласит, что предметы будут храниться в Киеве временно и будут переданы в соответствующие крымские музеи, если Крым вернется в состав Украины.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+