18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры «окладного дела» показали в Музее Фаберже

Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». 1894. Москва. Фирма Карла Фаберже. Фото: Музее Фаберже
Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». 1894. Москва. Фирма Карла Фаберже.
Фото: Музее Фаберже
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Более 300 выдающихся произведений русского ювелирного искусства — окладов икон и складней из драгоценных металлов — предстали перед музейной публикой на выставке «Красота святости и святость красоты»

Выставка создана объединенными усилиями коллекционера, мецената Михаила Карисалова и фонда «Связь времен», управляющего Музеем Фаберже. Но никакого состязания коллекций здесь нет — полная синергия ярких образцов изделий десятков фабрик, фирм, отдельных мастеров, работавших в Москве и Санкт-Петербурге, в русском и неорусском стилях, в стилистике модерна и неоклассицизма.

Издавна тон в ремесле задавала Москва. Один из ранних образов начала бума на драгоценные оклады относится к 1877 году. Это оклад иконы «Господь Вседержитель» фабрики Дмитрия Шелапутина: густой узор из вьющихся ветвей, серебро, чеканка — и никаких эмалей.

Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». 1894. Москва. Фирма Карла Фаберже. Фото: Музее Фаберже
Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». 1894. Москва. Фирма Карла Фаберже.
Фото: Музее Фаберже

Оклад для иконы «Введение Богоматери во храм» создала известная мастерская Федора Рюкерта, и здесь, напротив, эмали покрывают всю поверхность. Ювелиры использовали как традиционное в иконописи сочетание красного и зеленого цветов, так и свойственные стилю модерн синий и фиолетовый.

Сразу 40 окладов и складней из представленных на выставке созданы на фабрике Павла Овчинникова, в 1872 году получившего почетное звание «поставщик императорского двора». Его эмали по скани в русском стиле остались непревзойденными. Интересны миниатюрные иконы размером 7,5 на 6,5 см «Господь Вседержитель» и «Богоматерь Иверская» в жемчугах с золочением. Они парные, но находятся в разных собраниях. Встретились на выставке.

Не менее известная московская фирма Ивана Хлебникова работала для интерьеров храма Христа Спасителя, оклады ее производства не уступают овчинниковским. Орест Курлюков был зятем Хлебникова и управляющим его фирмой. Позже создал свое предприятие. Оклад иконы «Архангел Михаил» из собрания семьи Карисаловых — с серебряными крыльями, украшенный эмалями и жемчугом — один из самых изысканных предметов на выставке.

Икона «Архангел Михаил». 1908–1917. Фрагмент. Москва. Фабрика О.Ф. Курлюкова. Фото: Музее Фаберже
Икона «Архангел Михаил». 1908–1917. Фрагмент. Москва. Фабрика О.Ф. Курлюкова.
Фото: Музее Фаберже

В Петербурге «окладное дело» было развито скромнее. На почетном месте — плакетка «Ангел молитвы» с драгоценными металлами и эмалями, созданная мастером Михаилом Перхиным, одной из звезд фирмы Карла Фаберже. Складень «Спас Нерукотворный, Николай Чудо­творец, Георгий Победоносец» изготовлен фирмой Карла Гана. Украшающие его зеленые эмали отсылают к малахитовым интерьерам Исаакиевского собора, подчеркивая имперский пафос столицы России.

Любители вникать в детали могут познакомиться с изделиями фабрики братьев Грачевых. Их было семь человек — и все ювелиры, работы семьи отличаются небесно-голубыми эмалями. Также представлены редкие оклады мастерской Ивана Брицына, фабрик Николая Владимирова и Александра Любавина. Петербуржцы предпочитали неоклассицизм.

Несколько икон в окладах и складней, представленных на выставке, носят мемориальный характер, что обеспечивает интерес к ним у зрителей, далеких от ювелирных тонкостей. Прежде всего это предметы из дома Романовых.

Икона «Святитель Николай Чудотворец». 1894. Москва. М.И. Дикарёв. Оклад - Москва, Мастерская Я.Ф. Мишукова. Фото: Музее Фаберже
Икона «Святитель Николай Чудотворец». 1894. Москва. М.И. Дикарёв. Оклад - Москва, Мастерская Я.Ф. Мишукова.
Фото: Музее Фаберже

В 1855 году складень «Благоверный князь Александр Невский» был подарен вступившему на престол Александру II фирмой Федора Верховцева, это был один из первых образцов возрождения традиций средневековых эмалей. Эскиз создал мастер русского стиля Федор Солнцев. Икона «Святитель Николай Чудотворец» в серебряном окладе с полихромными эмалями — дар Николаю II от старообрядцев Рогожской общины. Это произведение мастерской Якова Мишукова создано в 1894 году, вероятно по случаю венчания с Александрой Федоровной. К этому же событию фирма Фаберже создала складень «Богоматерь Казанская». Оклад украшен драгоценными камнями и эмалями. Складень «Равноапостольная княгиня Ольга» был поднесен жителями Царского Села семье императора по случаю рождения дочери Ольги.

Складень «Богоматерь Иверская» фабрики Павла Овчинникова принадлежал Екатерине Сабашниковой, основательнице известного московского книжного издательства. Небольшой скромной иконой «Николай Можайский» в окладе первой трети XIX века владел Николай Ушаков, отец Екатерины Ушаковой, возлюбленной Пушкина. Без нашего всего и здесь не обошлось. 

Музей Фаберже
«Красота святости и святость красоты»
До 31 декабря

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+