18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Центре «Зотов» образ Пресни отразится в калейдоскопе памяти

Московский Краснопресненский Универмаг. Секция «Парфюмерия». 1969. Фото: Государственный центральный музей современной истории России
Московский Краснопресненский Универмаг. Секция «Парфюмерия». 1969.
Фото: Государственный центральный музей современной истории России
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Ностальгическая выставка ведет отсчет от 1920-х годов: ее нарратив сформирован воспоминаниями жителей столичного района Пресня. Зритель увидит «Пресню индустриальную», «Пресню шумную», «Пресню зеленую», «Пресню красную» и даже «Пресню нездешнюю»

Для культурных институций, находящихся не в самом центре города, хорошим тоном является работа с локальным контекстом и памятью. Так, в экспозицию Музея авангарда на Шаболовке включены артефакты, связанные с историей района и во многом собранные по местным домам, а на Левашовском хлебозаводе в Петербурге работает мемориальная инсталляция, которая увековечивает память жителей близлежащих улиц, умерших в блокаду. Следуя тому же принципу, грядущую выставку Центра «Зотов» решили посвятить истории Пресненского района Москвы.

Диапозитив. «Вид на Белый дом и памятник участникам боёв на Красной Пресне».  Автор: Рахманов Н.Н. После 2004. Фото: Музей Москвы
Диапозитив. «Вид на Белый дом и памятник участникам боёв на Красной Пресне». Автор: Рахманов Н.Н. После 2004.
Фото: Музей Москвы

«Зотов» занимает конструктивистское здание хлебозавода-автомата, что обусловило магистральную концепцию проходящих здесь выставок — все они так или иначе связаны с наследием конструктивизма. Для проекта о Пресне эпоха зарождения и расцвета этого направления, то есть 1920-е годы, станет точкой отсчета. Как пишут кураторы Алла Мировская и Анна Замрий, «столетняя история ощущается как недавняя, генетически связанная с сегодняшним днем, опосредованная живой семейной и поколенческой памятью».

«Хлебозавод №5». Фотограф: Грановский Н.С. 1947 г. Сегодня в этом здании расположен Центр «Зотов». Фото: Музей Москвы
«Хлебозавод №5». Фотограф: Грановский Н.С. 1947 г. Сегодня в этом здании расположен Центр «Зотов».
Фото: Музей Москвы

Именно воспоминания местных жителей, найденные благодаря проекту «Прожито», будут формировать нарратив выставки. В частности, прозвучат аудиозаписи с воспоминаниями Владимира Высоцкого, Веры Чаплиной — «лучшей ударницы московского зоопарка», которая, став писательницей, сочиняла рассказы о его обитателях, а также Людмилы Маяковской — старшей сестры поэта, работавшей художником по тканям на Трехгорной мануфактуре (покажут и ее личные вещи, и ткани производства мануфактуры). Биологический музей им. Тимирязева предоставил на выставку редкие экспонаты из своей коллекции, а архив одной из местных школ — простреленные каски участников Великой Отечественной войны. Не обойдется и без искусства: работы нонконформистов Анатолия Зверева, Владимира Немухина, Эдуарда Штейнберга (все они некогда выставлялись в залах легендарного Горкома графиков на Малой Грузинской) будут соседствовать с произведениями современных художников.

Эдуард Штейнберг. «Композиция с птицей». Фото: Музей AZ
Эдуард Штейнберг. «Композиция с птицей».
Фото: Музей AZ

В том, что посетители любых возрастов получат незабываемый иммерсивный опыт, можно не сомневаться: за архитектуру отвечает художник, куратор и сценограф Алексей Трегубов (в его ярком портфолио — выставки «Игра с шедеврами» и «На языке правил и исключений» в Еврейском музее, а также «Русская сказка» в Третьяковке). «Это похоже на путешествие, когда ты надеваешь ботинки, закрываешь дверь и начинаешь продвигаться сквозь странное пространство, представляющее собой сплав деформированной архитектуры, разномасштабных объектов, всплывающих фрагментов памяти, — рассказывает он о том, что ждет зрителя. — В основу идеи пространства выставки лег исторический план района, пропущенный через фильтр моих воспоминаний и впечатлений об этих местах и получивший за счет этого новый, измененный поэтический образ».

Негатив. «Краснопресненский парк», Москва. Автор: Агафонов. 1961. Фото:   Музей Москвы
Негатив. «Краснопресненский парк», Москва. Автор: Агафонов. 1961.
Фото: Музей Москвы

Зритель увидит «Пресню индустриальную», «Пресню шумную», «Пресню зеленую», «Пресню красную» и даже «Пресню нездешнюю», а круглое здание бывшего хлебозавода выступит своеобразным калейдоскопом, в котором эти образы перемешаются.

Центр «Зотов»
«Пресня: выставка моей памяти»
25 ноября – 11 февраля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+