18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что нам Уорхол?

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

В Еврейском музее и центре толерантности идет выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство», на которой объединены 60 произведений Уорхола и 50 работ современных российских художников

Нынешняя выставка являет собой видоизмененный вариант проекта, показанного в 2021 году в Санкт-Петербурге, в пространстве «Севкабель порт». «В стране тотального дефицита и очередей поп-арта не может быть», — говорил в 1970-е годы советский авангардист Виталий Комар. Сегодня уже ясно, что в отечественном искусстве поп-арт был и поп-арт есть. А один из лидеров этого направления — Энди Уорхол (1928–1987) — до сих пор имеет огромное количество поклонников среди русских художников и сильно влияет на текущий арт-процесс. В России им восхищаются не меньше, чем Малевичем. В начале 1990-х автор этих строк была свидетелем, с каким восторгом Тимур Новиков демонстрировал друзьям подписанную самолично Уорхолом банку супа Campbell’s, которую ему из Америки привезла Джоанна Стингрей.

цитата
Яна Звенигородская
Куратор выставки

На выставке в ситуацию диалога мы поставили не только Уорхола и отечественных мастеров, но и разные поколения наших художников. Зритель сможет насладиться плодотворными результатами межкультурного контакта, оценить преемственность традиций внутри российского контекста и посмотреть на знакомые процессы современного искусства с нового ракурса.

Еще…

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности показывает визуальные параллели между Уорхолом и русскими художниками, но взаимодействие этих миров глубже. Ниже мы проследим некоторые варианты полемики и диалогов.

Энди Уорхол vs Михаил Рогинский

Энди Уорхол. «Коробки Брилло». 1964. / Михаил Рогинский. «Пальто Букле». 1991. Фото: Частное собрание
Энди Уорхол. «Коробки Брилло». 1964. / Михаил Рогинский. «Пальто Букле». 1991.
Фото: Частное собрание

На первый взгляд, яркие и наглые образы Уорхола не имеют ничего общего с сумеречно-депрессивным миром Рогинского. И тем не менее в 1960-е у них были похожие стратегии: они стремились вернуть искусству связь с реальностью. Для одного такой новой реальностью были товары на полках американских супермаркетов, для другого — мир советской квартиры: чайники и примусы, обшарпанные двери и поношенные пальто.

Они оба были в оппозиции разного рода метафизике («духовке»), будь то абстрактный экспрессионизм Джексона Поллока в США или богоискательские практики Михаила Шварцмана в СССР. Искусство Уорхола и Рогинского было демонстративно приземленным, некрасивым. «Мы все — продукты своего времени (а как может быть иначе?) И моя работа — это всего лишь отклик на то, что я вижу и знаю, что происходит здесь, на Западе, и особенно там, в России. Искусство с большой буквы, т. е. искусство само по себе, меня не интересует, или, вернее, я его не понимаю. Да я просто не знаю, что это такое в живописи — искусство. Это, наверное, только пока учишься. Если, скажем, большое искусство — это Рафаэль, то тем хуже для искусства», - говорил Михаил Рогинский.

Энди Уорхол vs Олег Семеновых

Энди Урхол. «Знак $». 1982 / Олег Семеновых «Волосы художника, состриженные в благоприятный день по Лунному календарю для привлечения денег». 2021. Фото: Частная коллекция
Энди Урхол. «Знак $». 1982 / Олег Семеновых «Волосы художника, состриженные в благоприятный день по Лунному календарю для привлечения денег». 2021.
Фото: Частная коллекция

Их сближает разнообразие активностей. Энди Уорхол занимался не только изобразительным искусством, но еще и снимал фильмы, продюсировал музыкантов, издавал книги. И Олег Семеновых позиционирует себя как куратор, композитор и поэт, специалист по sound и digital arts, основатель и руководитель художественных галерей. На выставке в Еврейском музее он показал работу «Деньги» — ответ уорхоловскому знаку доллара. Когда Уорхола спрашивали, почему он изображает доллары, он объяснял, что ему посоветовали рисовать то, что он больше всего любит. Русский вариант той же идеи получился даже ироничнее, с «духовным» подтекстом: Олег Семеновых слово «деньги» выложил на холсте собственными срезанными волосами и закрепил за образом магическую функцию. Полное название работы — «Волосы художника, состриженные в благоприятный день по лунному календарю для привлечения денег» (2021).

Энди Уорхол vs Юрий Альберт

Энди Уорхол. «Автопортрет, красный». 1967 (1993). Издание teNeues Publishing Company (Нью-Йорк) и Achenbach Art Edition (Дюссельдорф). FS II.16. Частная коллекция/Юрий Альберт. I am not Andy Warhol («Я не Энди Уорхол»). Из серии «Я не...». 1990. Частная коллекция. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Энди Уорхол. «Автопортрет, красный». 1967 (1993). Издание teNeues Publishing Company (Нью-Йорк) и Achenbach Art Edition (Дюссельдорф). FS II.16. Частная коллекция/Юрий Альберт. I am not Andy Warhol («Я не Энди Уорхол»). Из серии «Я не...». 1990. Частная коллекция.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Энди Уорхол был первым среди художников XX века, кто сделал жанр автопортрета одним из важнейших в своем творчестве, подобно тому, как это было у старых мастеров. Но если художники прошлого смотрелись в зеркало, чтобы написать свой образ маслом на холсте, то Уорхол использовал новый медиум — шелкографию, позволяющую печатать большие тиражи. Автопортрет 1967 года, одно из ранних высказываний художника, разошелся на цитаты. Глядя вдаль, приложив руку ко рту, Уорхол выглядит расслабленным, уверенным и спокойным. Он воплощает собой архетипический образ художника как творца и зрителя. Серия «Я не…» знаменитого представителя московского концептуализма Юрия Альберта была начата в 1980 году и стала одной из наиболее знаковых в его творчестве. В ней он использует прием апроприации чужих художественных стилей и сопоставления себя таким образом с крупными мастерами XX века: Джаспером Джонсом, Джозефом Кошутом, Энди Уорхолом и другими. Этот проект — размышление Альберта о роли и месте художника в истории искусства.

Энди Уорхол vs Владислав Мамышев-Монро

Энди Уорхол. «Мэрилин Монро». 1967.  / Владислав Мамышев-Монро. «Жизнь замечательных Монро».1996. Фото: Частная коллекция
Энди Уорхол. «Мэрилин Монро». 1967. / Владислав Мамышев-Монро. «Жизнь замечательных Монро».1996.
Фото: Частная коллекция

На выставке классические уорхоловские портреты Мэрилин Монро висят рядом с фотографией Владислава Мамышева-Монро (1969–2013) в образе американской кинодивы. Двух художников объединяет то, что оба они были буквально лицедеями. Застенчивый в юности, страдавший от витилиго (пигментные пятна на лице) Уорхол в конце концов придумал себе образ — он ходил в серебристо-седых паричках (их была целая коллекция) и темных очках. Говорили, что у него были двойники, а также уверяли, что его картины подписывала мама. Он то ли нивелировал, то ли максимально утрировал свою индивидуальность. Те же цели преследовал и Владик Монро. Художник-актер с тысячью лиц, он обладал исключительным талантом вживаться в образ того персонажа, которого изображал, будь то прелестная барышня или страшный диктатор. Монро растворял свою индивидуальность в вымышленном герое.

Энди Уорхол vs Авдей Тер-Оганьян

Авдей Тер-Оганьян. «Энди Уорхол. Campbells soup». 1994. Из серии «Картины для музея». / Энди Уорхол. «Суп «Кэмпбелл (Campbell Soup)». 1968.  Фото: Частная коллекция
Авдей Тер-Оганьян. «Энди Уорхол. Campbells soup». 1994. Из серии «Картины для музея». / Энди Уорхол. «Суп «Кэмпбелл (Campbell Soup)». 1968.
Фото: Частная коллекция

На выставке представлено полотно Тер-Оганьяна «Campbells soup из серии „Картины для музея“» (1990), буквальная реплика «Большой банки супа Campbell’s» (1962) Уорхола, только Авдей изобразил свою банку по-русски живописно небрежно.

В 1990-е Тер-Оганьян делал хендмейд-объекты — те же жестяные банки Campbell’s, но, опять же, придавая им вид «заюзанности», рукотворности. Тем самым он как бы экспроприировал образы высокого искусства. Но это не единственное, что художников сближает. Во-первых, оба не чужды педагогической практики, во-вторых, оба — виртуозы неполиткорректных высказываний. Каждый в своем времени, они нащупывали границы общественной терпимости. Уорхол, например, в 1960-е изображал электрический стул, на котором казнили людей, или превращал в орнамент фотографии автомобильных катастроф (серия шелкографий «Смерть и катастрофы»). Тогда эти работы снимали с выставок, зато в 2013-м большую шелкографию «Авария серебряной машины» продали за $105,4 млн.

Еврейский музей и центр толерантности
«Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство»
До 31 марта

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+