18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Уорхол и все-все-все в Москве

Павел Пепперштейн. «Энди». 2021. Фрагмент. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Павел Пепперштейн. «Энди». 2021. Фрагмент.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

60 произведений Энди Уорхола и 50 работ современных российских художников показывают на выставке «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности

В искусстве XX века трудно найти фигуру более противоречивую, чем Энди Уорхол. Он был человеком максимально прагматичным («Зарабатывать деньги — это искусство, а удачный бизнес — лучшее искусство»). Себя Уорхол уподоблял не тонко чувствующему индивидууму, каким, кажется, и должен быть «настоящий художник» (так принято считать со времен романтиков XIX века), но машине. Самую сильную привязанность он, по его словам, испытывал к своему диктофону. Уорхол возвел тщеславие в культ: кто не слышал о «15 минутах славы», необходимых каждому жителю планеты! В близком кругу его в шутку называли Дреллой — микс из Дракулы и Золушки (Cinderella). В наши дни его бы точно осудили за абьюз. Взять хотя бы отношения с хрупкой красавицей Эди Седжвик (1943–1971), которую художник вначале очаровал, а потом оттолкнул, позволил запутаться в связях и наркотиках и умереть от передозировки в 28 лет.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

При этом Уорхол продолжает вдохновлять творцов во всем мире, и Россия не исключение. Еврейский музей показывает выставку «Уорхол и русские художники», которую два года назад обкатал в Санкт-Петербурге в культурном центре «Севкабель порт». То, что на этот раз в названии выставки на гордом первом месте фигурирует «Тинькофф», конечно, нескромно, но так в духе Уорхола! Зрители увидят оригинальные произведения короля поп-арта: шелкографии «Суп Campbell’s», «Мэрилин Монро», «Мао Цзэдун», «Лиз Тейлор», «Знак доллара», «Двойной Элвис», «Цветы» и другие работы.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Куратор Яна Звенигородская и архитектор Анна Румянцева постарались и составом участником, и отбором работ, и нескучным дизайном выставочного пространства подчеркнуть состояние дуракаваляния, нарочитого беззаботного разговора, в том числе о серьезных вещах. И еще они проследили поразительные параллели между послевоенным американским поп-артом и русским искусством последних 70 лет.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Выставка разделена на блоки с условными темами («Тусовка», «Я — бренд», «Шопинг», «Среда обитания», «Деньги», «Слава» и прочие). В заочный диалог-полемику с Уорхолом вступили известнейшие отечественные художники Константин Звездочетов, Виталий Комар и Александр Меламид, Владислав Мамышев-Монро, Дмитрий Пригов, Оскар Рабин, Михаил Рогинский, Авдей Тер-Оганьян и многие другие.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Шелкографии Уорхола «Мэрилин» экспонируются в паре с одноименными фотопортретами Мамышева-Монро в образе той самой американской кинодивы. Каждый по-своему, эти два художника препарировали мир знаменитостей.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Олег Семёновых продолжил уорхоловскую апологетику денег. Если американский художник делал из купюр своего рода орнамент, то его русский коллега своими волосами выложил на холсте слово «деньги». Как сообщает пресс-релиз, Семёновых «иронизирует по поводу „денежного волшебства“»: волосы он состриг в день, который, согласно лунному календарю, был наиболее благоприятным для приманивания денег.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Одна из последних по времени работ, созданных специально для нынешней выставки, — «Вкусно и точка» (2022) Виктора Пономаренко: изображения ассортимента «Макдоналдс» (типичная упаковка картофеля фри, бургер и стакан с колой), но без узнаваемых логотипов, просто белые картонки. Как известно, известнейшая сеть закусочных в 2022 году покинула Россию, ее место занял отечественный производитель. И вдруг оказалось, что даже «малозаметные вещи наподобие упаковки» тоже могут быть яркими свидетелями эпохи.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Если для Уорхола символом его детства была жестяная банка супа Campbell’s, которую он прославил на весь мир серией шелкографий, то для рожденных в СССР таким фетишем была банка сгущенки — ее изобразил в работе 2010 года Дмитрий Шорин.

Уорхол был сфокусирован на повседневной жизни, на мире простых вещей. Действительно, что может быть банальнее «портрета» бутылки кока-колы! Тот же подход (увлеченность бытом) демонстрируют и русские художники — от Михаила Рогинского («Пальто» 1991 года) до Нади Лихогруд (скульптурная группа «Курьеры» 2021 года).

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Выставка в Еврейском музее адресована широчайшему кругу зрителей: кого-то она развеселит, а другие горько улыбнутся.

Еврейский музей и центр толерантности
«Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство»
До 18 февраля

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников
03.11.2023
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+