18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хочешь быть Уорхолом — будь им

Выставка «Энди Уорхол и русское искусство» в Санкт-Петербурге, организованная фондом «Артсолус», предлагает сравнить работы американской звезды с произведениями его последователей

С годами интерес к фигуре Энди Уорхола не ослабевает, тем более что проблемы общества потребления — тема, которая волновала художника в первую очередь, — никуда не уходят, а только обостряются. Новая выставка «Энди Уорхол и русское искусство» привлекает внимание уже хотя бы тем, что в ее названии не только фамилия отца поп-арта, а значит, это не просто его ретроспектива.

Разместилась экспозиция не в музее, а в пространстве «Севкабель порт», где выстроили аттракцион-лабиринт в духе поп-арта. Куратором выставки стала Татьяна Звенигородская, а в подборе работ российских художников ей помогали заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский и куратор выставки «Русский поп-арт» в Третьяковской галерее Андрей Ерофеев.

Первое, что отмечаешь, когда приходишь на выставку, — даже не работы Уорхола, а оформление экспозиции. Розовые меховые стены, диско-шары, серебряная фольга, позолоченный куб и объекты из неона — самые расхожие символы поп-арта. За архитектурное решение отвечает Юлия Наполова (PSCulture), которая работала над экспозициями «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже и «Под маской Венеции» в музее-заповеднике «Царицыно».

Все произведения Уорхола — а их около сотни, — происходят из частных коллекций, так как межмузейный обмен России и США давно приостановлен из-за резонансного дела о библиотеке Шнеерсона. В Санкт-Петербург привезли как широко известные и уже не раз показанные в России портреты Мэрилин Монро и Мао Цзэдуна, изображение банки с супом Campbell’s, так и самые ранние работы (например, иллюстрации к книге «В глубине моего сада»).

Всего на выставке девять залов: «Как Энди стал Уорхолом», «Я — бренд», «Деньги», «Шопинг», «Монро», «Слава», «Природа», «Memento mori» и «Эпилог». От первого к последнему краски сгущаются — от котиков, пухлых ангелочков и цветов до оборотной стороны славы, черепов и оружия. Путешествие по залам превращается в путешествие по внутреннему миру Уорхола. За глянцевой оберткой «короля поп-арта», как известно, скрывался одинокий и ранимый человек. Недаром отдельное пространство отвели и Монро: ее характер был во многом созвучен характеру художника.

Но все же ключевая тема выставки — не сам Уорхол и не его отношения с собой и внешним миром, а связь его произведений с работами российских современных художников. Портреты Мэрилин Монро соседствуют тоже с Монро, но Владиславом Мамышевым. Он же, а еще Павел Пепперштейн предстают и в образе самого Уорхола. Рядом с «Цветами» поп-артиста «цветут» цветы Игоря Шелковского, Сергея Шутова и «растут» деревья Владимира Потапова. Вот банка супа Campbell’s Уорхола, а рядом она же, но воспроизведенная Авдеем Тер-Оганьяном и черно-белая. Тут же банка сгущенки Дмитрия Шорина и мраморная банка Лены Артеменко с сорванной этикеткой. Об эпохе потребления говорит и «Магазин „Коллекционер“» Андрея Сяйлева, причем приобрести что-то ты можешь не покидая выставку. Например, купить коробку с пиццей, сделанной из земли. Или приложить карту к терминалу и за 0 руб. получить чек, подтверждающий, что ты прожил этот момент. Только прожил ты его бессмысленно.

Если в первых залах предметы-бренды и люди-бренды больше вызывают любопытство, без лишней рефлексии, то в центральном словно происходит перелом. Как будто ты стоишь на распутье: прямо пойдешь — богатство найдешь, налево — станешь известным, но и в том, и в другом случае — будешь одиноким и несчастным. Как и в жизни, вернуться к самому началу и воспринимать мир иначе уже не получится.

Санта-Клаус алчно пожирает взглядом стену золотого куба и уже не кажется таким милым, как раньше. Недалеко от него Микки-Маус и Дональд-Дак с глазами-долларами, а красавец на одном из портретов — на самом деле преступник, разыскиваемый полицией. И эмоции от черно-белого изображения Мэрилин Монро совсем не те, что от красочных. С каждым шагом темнота затягивает все глубже, и то, за чем гоняются многие, теряет свою привлекательность.

Утешение находишь в последних залах. Оно скрыто в небольшой работе Уорхола «Череп», где тень символа смерти превращается в головку младенца, а значит, торжество жизни неизбежно. Тут же «Хрупкие вещи» Маяны Насыбулловой — неприкаянные и погибающие растения, нашедшие дом и получившие шанс выжить. И выходишь с выставки с желанием жить так, чтобы тебе не нужен был чек, новая вещь или признание людей для того, чтобы ощутить ценность жизни и свою собственную.

Севкабель порт
«Энди Уорхол и русское искусство»
До 24 октября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+