18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ювелирная преемственность

Украшение-трансформер «Золотое яичко» на выставке «Записки ювелира. Бриллиантовая история». Фото: Posié
Украшение-трансформер «Золотое яичко» на выставке «Записки ювелира. Бриллиантовая история».
Фото: Posié
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

В Государственном историческом музее проходит выставка «Записки ювелира. Бриллиантовая история», которая продолжает серию экспозиций, демонстрирующих творческую связь мастеров прошлого и современности

В Государственном историческом музее развернулась грандиозная выставка «Записки ювелира. Бриллиантовая история», рассказывающая историю преемственности в российском ювелирном искусстве. Это первая экспозиция, организованная в сотрудничестве с новым социально-культурным проектом Posié алмазодобывающей компании «Алроса». Совместная инициатива стала продолжением серии выставок Исторического музея, демонстрирующих творческую связь мастеров ушедших эпох и современности, главная задача которой — познакомить публику с драгоценными шедеврами, созданными в XVIII веке для российских императриц, а также представить произведения современных мастеров, вдохновлявшихся великим наследием русской культуры.

Автором сценографии и художественной концепции выставки выступил режиссер театра и кино Василий Бархатов. Основу экспозиции составляют арт-инсталляции, которые ведут посетителей от фольклорной старины к величественному барочному классицизму — через анфиладу дворцовых залов, чередуя эпохи и стили, современные ювелирные фантазии и подлинные артефакты из музейных коллекций.

Пространство со старинным бюро из коллекции ГИМ. Фото: Posié
Пространство со старинным бюро из коллекции ГИМ.
Фото: Posié

Попадая в пространство выставки, посетитель оказывается в сказочной библиотеке, центром которой стало старинное бюро из коллекции ГИМ, откуда на публику выпадает вихрь из листов бумаги — будто парящие в воздухе записки ювелира. Библиотека делит выставку на бальную залу и пространство коллекции «Волшебные сказки».

Бальная зала представляет собой инсталляцию, отсылающую к гигантскому коронационному платью императрицы. Здесь, словно за занавесом, можно увидеть ювелирные произведения Posié из коллекции «Пируэт», которые выставлены в окружении предметов из собрания Государственного Эрмитажа — шкатулок и табакерок из личного обихода императриц.

Рядом с гигантским кринолином расположилась конструкция из старинных ларцов и сундуков, дополняют которую экраны с видео о создании украшений Posié.

Инсталляция из старинных ларцов и сундуков. Фото: Posié
Инсталляция из старинных ларцов и сундуков.
Фото: Posié

В одном из залов на механическом пианино с раскладкой роскошных драгоценностей будто музицирует невидимая фигура. В коронационном зале, как и положено, есть альков с репликой Большой императорской короны, созданной мастерами «Алроса» к 250-летнему юбилею главной монаршей регалии и 400-летию дома Романовых в 2012 году по заказу Гохрана России. Оригинал, который хранится неподалеку — в Алмазном фонде Оружейной палаты Московского Кремля, был изготовлен при участии ювелира Иеремии Позье (фамилия которого созвучна названию нового проекта «Алроса») для торжественной церемонии коронации и восхождения на престол Екатерины II в 1762 году.

В святая святых — императорском будуаре — можно увидеть старинный веер «Апофеоз Екатерины Великой» из собрания Эрмитажа, компанию которому составляют драгоценные экспонаты из коллекций Posié «Веера».

Механическое пианино, которое выступило своеобразной витриной для ювелирных украшений Posié. Фото: Posié
Механическое пианино, которое выступило своеобразной витриной для ювелирных украшений Posié.
Фото: Posié

«На протяжении прогулки по бальной зале в арках виднеются фрагменты инсталляций коллекции высокого ювелирного искусства „Волшебные сказки“, где сами украшения становятся героями иммерсионного спектакля», — объясняет Василий Бархатов.

По его замыслу, из императорских залов гости попадают на маковое поле, где среди цветов виднеются под миниатюрным стеклянным куполом два кольца «Маковая росинка». Затем зрители оказываются в таинственном темном лесу. Здесь в витрине спрятана у всех на виду изящная и немного мистическая тиара «Шапка-невидимка». Отсюда ведут два пути. Первый — к инсталляции с кольцом «Живая вода» с гипнотическим акустическим фоном, откуда хорошо видна следующая инсталляция — гигантский белый колокол, похожий на половинку яичной скорлупы, под которым спряталось украшение-трансформер «Золотое яичко».

Кинетическая инсталляция с наковальней и  браслетом «Стрела царевны». Фото: Posié
Кинетическая инсталляция с наковальней и браслетом «Стрела царевны».
Фото: Posié

Второй путь — по круглому лабиринту с кольцом «Яблочко на тарелочке», который ведет в зал кузни, где посреди кинетической инсталляции на наковальне ждет браслет «Стрела царевны».

Завершается это путешествие по сказочным далям поистине волшебным залом, где теряется ощущение реальности и пространства: бесконечное звездное небо будто опускается сверху, чтобы окутать сундук с колье «Аленький цветочек».

Прочувствовать весь замысел и насладиться ювелирными шедеврами прошлого и настоящего можно в главном здании Исторического музея до 15 января 2024 года. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+