18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Европа наконец открывает для себя Нико Пиросмани?

Нико Пиросмани. «Женщина с кружкой пива».  Музей искусств имени Шалвы Амиранашвили. Фото: Infinitart Foundation
Нико Пиросмани. «Женщина с кружкой пива». Музей искусств имени Шалвы Амиранашвили.
Фото: Infinitart Foundation

Даже удивительно, что для западноевропейского зрителя имя Пиросмани нуждается в дополнительных разъяснениях, а экспозицию в пригороде Базеля на местных сайтах называют «знакомством с творчеством художника»

Впрочем, удивляться не приходится: действительно, таких представительных международных выставок Пиросмани еще не было. В числе 46 произведений, в основном предоставленных Национальным музеем искусств Грузии в Тбилиси, такие шедевры, как «Рыбак в красной рубашке», «Женщина с кружкой пива», «Медведь в лунную ночь», «Жираф». Организаторы сравнивают Нико Пиросмани, для ясности, с Винсентом ван Гогом, Анри Руссо и Марком Шагалом. У художницы Теи Джорджадзе, помогавшей куратору выставки Даниелю Бауману, другое мнение: «Критики часто помещают творчество Пиросмани в модернистский контекст, называя его имя в одном ряду с Сезанном и Матиссом… Я считаю, что его искусство сочетает в себе традиции византийских и грузинских фресок, персидской и канонической грузинской живописи. Но при этом он, как самоучка, обладал собственной внутренней чистотой».

Выставка «Нико Пиросмани» в Фонде Бейелера. Фото: Fondation Beyeler
Выставка «Нико Пиросмани» в Фонде Бейелера. Фото: Fondation Beyeler
Выставка «Нико Пиросмани» в Фонде Бейелера. Фото: Fondation Beyeler
Выставка «Нико Пиросмани» в Фонде Бейелера.
Фото: Fondation Beyeler
Выставка «Нико Пиросмани» в Фонде Бейелера.
Фото: Fondation Beyeler
Выставка «Нико Пиросмани» в Фонде Бейелера.
Фото: Fondation Beyeler

В числе мероприятий, сопровождающих выставку, — лекция искусствоведа Нино Чогошвили о грузинском искусстве рубежа XIX–XX веков и показ документального фильма «Буба» (1930) первой в Грузии женщины-кинорежиссера Нуцы Гогоберидзе.

Фонд Бейелера
«Нико Пиросмани»
До 28 января

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+