18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка Коко Шанель в V&A: не только маленькое черное платье

Габриель Шанель. Шляпа. 1917. Фото: CHANEL / Photo: Nicholas Alan Cope
Габриель Шанель. Шляпа. 1917.
Фото: CHANEL / Photo: Nicholas Alan Cope
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

С 1939 по 1954 год дом Chanel был закрыт. В фокусе создателей экспозиции — развитие стиля Шанель до и после этого периода: от революции 1910-х до возвращения в индустрию моды в годы, когда пришлось конкурировать с new look от Диора

После выставок, посвященных Кристобалю Баленсиаге (2017) и Кристиану Диору (2019), Музей Виктории и Альберта (V&A) в Лондоне возвращается к теме дизайна одежды. На этот раз в центре внимания кураторов Габриель (Коко) Шанель (1883–1971).

Хотя для выставки «Габриель Шанель. Манифест моды» это будет уже вторая площадка после Музея моды города Парижа во дворце Гальера, экспозицию переосмыслили специально для лондонской аудитории. В числе прочего в нее добавлен раздел, посвященный деятельности Шанель в Соединенном Королевстве.

Выставка «Габриель Шанель. Манифест моды» в Музее Виктории и Альберта. Фото: Victoria and Albert Museum
Выставка «Габриель Шанель. Манифест моды» в Музее Виктории и Альберта.
Фото: Victoria and Albert Museum

Как ни странно, это всего лишь третья в мире большая экспозиция о Шанель после упомянутого парижского показа и ретроспективы 2015 года в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА). Все три были организованы при поддержке модного дома.

Из 200 лондонских экспонатов 80 входят в собственное собрание V&A, а остальные приехали из архивов Chanel, британского Музея Дерби, американских Метрополитен-музея, Художественного музея Индианаполиса и частных коллекций.

В отличие от экспозиции в МоМА, лондонская выставка не затрагивает историю модного дома после смерти Коко Шанель. Внимание полностью сфокусировано на ее личности, в том числе на сомнительных аспектах биографии. В этом еще одна особенность выставки в V&A. Так, кураторы музея во дворце Гальера оправдывали свое нежелание освещать связи Шанель с нацистами тем, что их интерес касался в первую очередь ее творчества.

Габриель Шанель в Париже. 1937.  Фото: Roger Schall
Габриель Шанель в Париже. 1937.
Фото: Roger Schall

В свою очередь, Ориол Каллен, куратор отдела современного текстиля и моды V&A, рассказала, что они с коллегами работали в архивах, обращаясь к широкому кругу первоисточников для изучения темного периода в биографии Шанель. Стоит вспомнить, что еще в 2011 году американский журналист и бывший дипломат Хэл Вон в книге «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель» привлек внимание широкой общественности к ее антисемитизму, связям с высокопоставленным нацистским функционером и предположительной шпионской работе на нацистов.

С 1939 по 1954 год дом Chanel был закрыт — сперва из-за войны, а позднее из-за того, что после освобождения Парижа от нацистов Габриель Шанель покинула город. В фокусе экспозиции развитие стиля Chanel до и после этого периода: сначала роль, которую Коко сыграла в истории моды, ворвавшись в нее в ­1910-е годы, вдохновленная мужской модой, а затем дальнейшая судьба ее стиля после возвращения модного дома к работе уже в тот период, когда Европу покорил пышный и женственный new look от Dior.

Габриель Шанель. Твидовый костюм. 1964. Фото: CHANEL / Photo: Nicholas Alan Cope
Габриель Шанель. Твидовый костюм. 1964.
Фото: CHANEL / Photo: Nicholas Alan Cope

Особое место на выставке занимают история создания культового маленького черного платья, тема возвращения в моду твида и обзор работ Коко для театральных постановок, в том числе для «Русских балетов» Сергея Дягилева. Каллен признается, что самое сильное впечатление на нее произвела «минималистичная и очень простая» шелковая туника 1916 года, которая открывает экспозицию. «Потрясает не только тот факт, что она сохранилась до наших дней в таком отличном состоянии, но и то, что предмет одежды, созданный в ту эпоху, сегодня может выглядеть настолько свежо», — подчеркивает куратор. 

Музей Виктории и Альберта
«Габриель Шанель. Манифест моды»
До 25 февраля

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников
03.11.2023
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+