18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Архитектор Борис Иофан: немного равнее других

Борис Иофан. Проект музейного комплекса в Москве. 1975-1976. Фото: ГНИМА
Борис Иофан. Проект музейного комплекса в Москве. 1975-1976.
Фото: ГНИМА
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

В недавно изданном коллективном сборнике статей фигура знаменитого советского зодчего, в той или иной мере привечаемого властью на протяжении полувека, преподнесена на широком фоне художественных трендов его эпохи

Интерес к творчеству и личности Бориса Иофана (1891–1976) в последнее время растет. Это заметно и на поприще книгоиздания. К недавно вышедшим биографическим трудам о нем теперь добавилась коллективная монография «Борис Иофан. Пути архитектуры 1920–1940-х годов». Главный герой показан здесь уже не как автономная фигура, а как представитель эпохи и выразитель ее идей.

«Борис Иофан. Пути архитектуры 1920–1940-х годов. К 130-летию архитектора» / Авторы-сост. А. Г. Вяземцева, С. Гесслер, К. А. Малич, И. Е. Печенкин. М.: Кучково поле; Музеон, 2023. 480 с., ил.
«Борис Иофан. Пути архитектуры 1920–1940-х годов. К 130-летию архитектора» / Авторы-сост. А. Г. Вяземцева, С. Гесслер, К. А. Малич, И. Е. Печенкин. М.: Кучково поле; Музеон, 2023. 480 с., ил.

Иронически Иофа­на можно причислить к «бумажным архитекторам», ведь главный его проект, Дворец Советов, так и остался фантомом. Однако звезда Иофана не мерк­нет среди других звезд плеяды советских архитекторов-модернистов. Построенные им реальные сооружения стали символами эпохи: дом ЦИК и СНК (Дом на набережной), павильоны СССР на Парижской (1937) и Нью-Йоркской (1939) выставках.

Можно предположить, что Борис Иофан, никогда не участвовавший в архитектурных дискуссиях, мастерски владел искусством аппаратной интриги. Достаточно упомянуть историю с открытым конкурсом проектов Дворца Советов: проект Иофана был отмечен наравне с проектами Ивана Жолтовского и Гектора Гамильтона, но главным архитектором Управления по строительству дворца (1931–1953) стал именно первый из упомянутых. Ему покровительствовали Алексей Рыков, глава советского правительства, Анатолий Луначарский, нарком просвещения, Авель Енукидзе, секретарь ЦИК СССР, человек из ближнего круга Иосифа Сталина; Иофан входил в руководство Еврейского антифашистского комитета. И всякий раз после падения покровительствующих персон и институций он благополучно избегал не то что репрессий, но даже и опалы (пожалуй, самой крупной его неудачей стало отстранение от строительства Главного корпуса МГУ).

Борис Иофан на фоне скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Фото: ГНИМА
Борис Иофан на фоне скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».
Фото: ГНИМА

Борис Иофан был выдающимся эклектиком, чувствительной губкой, способной впитать абсолютно все. Выученик Одесской художественной школы, он не попал в Академию художеств, работал помощником у Александра Таманяна (любопытно, что позднее уже творчество Иофа­на повлияет на ереванских градостроителей). Перед началом Первой мировой войны поступил в Королевский институт изящных искусств при Римском университете. В Италии он стал большим приверженцем неоклассицизма.

Впрочем, советские его постройки разнообразны. Образцовые дома для рабочих на Русаковской улице — элегантное сочетание конструктивизма с неоклассицизмом. Городок Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева — высокий советский конструктивизм. Павильон станции метро «Бауманская» — палладианское здание. А возведение Дома на набережной (и почти одновременное строительство санатория в Барвихе для нарождающейся номенклатуры; там Иофан и умер) зафиксировало смену вектора эпохи — от советского социализма к советскому империализму. «Пилонные структуры» Дворца Советов он перенял из творчества супрематистов. Эволюцию советской архитектуры возможно изучить по иофановским вариантам проекта Дворца Советов, сделанным в разные годы. И даже в 1960-е почтенный архитектор естественно и уверенно участвовал в новом стандартизированном строительстве, спроектировав квартал на Щербаковской улице.

Борис Иофан. Конкурсный проект павильона СССР для Международной выставки 1937 года в Париже. 1936. Фото: ГНИМА
Борис Иофан. Конкурсный проект павильона СССР для Международной выставки 1937 года в Париже. 1936.
Фото: ГНИМА

Творческой деятельности Бориса Иофана, осмыслению его наследия, а также фигурам его современников и конкурентов были посвящены доклады московской международной конференции 2021 года, приуроченной к 130-летию архитектора. Преобразованные в 26 статей и эссе, снабженные иллюстративным материалом, эти доклады выпущены теперь отдельным изданием. Статьи поделены на разделы, которые посвящены творчеству Бориса Иофана, рецепции его проектов, отдельным архитекторам: Ивану Жолтовскому, Бертольту Любеткину, Ивану Рербергу, Харалду Халсу и другим. Рассмотрены связи советских и западных зодчих (например, конфликт между Ле Корбюзье и стоявшим за ним Международным конгрессом современной архитектуры (CIAM) с одной стороны и Союзом советских архитекторов с другой — из-за результатов конкурса проектов Дворца Советов), взаимоотношения между властью и архитектурой в 1920–1930-е годы.

Собранные под одной обложкой, эти разнообразные материалы оказываются не пестрой мозаикой, но стройным зданием — научным экскурсом в недавнее прошлое. Есть, пожалуй, и некая структурообразующая ось: в ряде статей сопоставляется история отечественной и итальянской архитектуры, испытавших воздействие тоталитарных политических режимов. 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников
03.11.2023
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+