18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Мерч», соцсети и «просвещенья дух» на примере Музея русского импрессионизма

Тактильные копии картин в Музее русского импрессионизма. Фото: Музея русского импрессионизма
Тактильные копии картин в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музея русского импрессионизма
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Музей в содружестве с командой исследований «ВКонтакте» изучил аудиторию институции, выяснив, кто, когда и с какими целями сюда приходит. Социология помогает понять, в какой мере ожидания от визита в «очаг культуры» совпадают с реальностью

Социологический проект был осуществлен в рамках международного конкурса молодых (не старше 35 лет) исследователей ESOMAR Research Got Talent 2023. Конкурс проводится четвертый год и дает возможность социологам сделать нечто полезное для различных некоммерческих организаций. В данном случае пользу принесли Музею русского импрессионизма. Девять ученых, проведя экспертные интервью с сотрудниками музея и глубинные интервью с 21 посетителем, выявили «неочевидные тенденции».

Оказалось, что «музеи и галереи уже не рассматриваются как скучные места, куда заставляли ходить в школе». Миссия современных культурных учреждений — просвещать, эмоционально развивать, вдохновлять, давать поводы общению, скрашивать досуг — и лишь затем — хранить культурное наследие.

«Были выявлены шесть основных групп посетителей: человек искусства, турист, родитель, столичный модник, интересующийся и пенсионер» — и описаны мотивации каждой группы.

Школьные экскурсии — это лишь один из множества форматов, адресованных детям в музеях. Фото: Музея русского импрессионизма
Школьные экскурсии — это лишь один из множества форматов, адресованных детям в музеях.
Фото: Музея русского импрессионизма

Неотъемлемая часть визита в музей — пост об этом в социальных сетях. Людям важно поделиться впечатлениями, поэтому правы те учреждения, которые оформляют фотозоны и делают бесплатный вайфай. Современному зрителю также важно «побыть в пространстве с приятной атмосферой», так что интерьерный дизайн входных зон и ударные экспозиции сменных выставок — важные рычаги привлечения посетителей.

Исследование выявило некоторые закономерности в поведении зрителей. После того как они насладятся искусством, их тянет посидеть в музейном кафе, заглянуть в музейный магазин и найти там «стильный мерч», погулять по окрестностям, зависнуть в ресторане или в баре неподалеку.

Результаты исследований будут использованы маркетологами, тем более что Музей русского импрессионизма — один из лидеров в этой области. Здесь все хорошо с «мерчем»; местный магазин сувениров носит смешное и запоминающееся название «Серовин и Коров»; в 2018-м на выставке «Жены» тут впервые в Москве выставили не только картины, но и ароматы к ним, специально разработанные парфюмерами.

Посетители Музея русского импрессионизма на выставке Юрия Анненкова. 2019. Фото: Музея русского импрессионизма
Посетители Музея русского импрессионизма на выставке Юрия Анненкова. 2019.
Фото: Музея русского импрессионизма

Музейная социология, в свою очередь, является предметом исследований. Этой теме посвящена, например, статья Татьяны Литвин «Музейная социология в контексте социально-исторических перемен» в «Вестнике Санкт-Петербургского университета» (2022). За последнее столетие социологи в нашей стране трижды активно работали в музеях. Сначала в 1920–1930-е годы, когда требовалось нести свет знаний в массы и выстраивать экспозиции в духе марксизма. Затем социология была востребована в 1960–1970-е. Если в 1965 году музеи Министерства культуры СССР посетило 28,9 млн человек, то к 1970-му — уже до 60 млн. Музеи нуждались в рекомендациях, как работать с этими толпами. Наконец, в XXI веке, на волне нового музейного бума, социологи помогают музеям работать по законам рынка: привлекать клиентов, повышать KPI.

Примечательно, что эти «очаги культуры» воспринимаются сегодня и как места эскапизма, вне политической повестки. Как сказал один из респондентов исследования, «музей — это такой корабль, который плывет, несмотря на все штормы, к своей светлой цели, несет на своем борту искусство, культуру и открыт для всех». 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+