18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Мерч», соцсети и «просвещенья дух» на примере Музея русского импрессионизма

Тактильные копии картин в Музее русского импрессионизма. Фото: Музея русского импрессионизма
Тактильные копии картин в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музея русского импрессионизма
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Музей в содружестве с командой исследований «ВКонтакте» изучил аудиторию институции, выяснив, кто, когда и с какими целями сюда приходит. Социология помогает понять, в какой мере ожидания от визита в «очаг культуры» совпадают с реальностью

Социологический проект был осуществлен в рамках международного конкурса молодых (не старше 35 лет) исследователей ESOMAR Research Got Talent 2023. Конкурс проводится четвертый год и дает возможность социологам сделать нечто полезное для различных некоммерческих организаций. В данном случае пользу принесли Музею русского импрессионизма. Девять ученых, проведя экспертные интервью с сотрудниками музея и глубинные интервью с 21 посетителем, выявили «неочевидные тенденции».

Оказалось, что «музеи и галереи уже не рассматриваются как скучные места, куда заставляли ходить в школе». Миссия современных культурных учреждений — просвещать, эмоционально развивать, вдохновлять, давать поводы общению, скрашивать досуг — и лишь затем — хранить культурное наследие.

«Были выявлены шесть основных групп посетителей: человек искусства, турист, родитель, столичный модник, интересующийся и пенсионер» — и описаны мотивации каждой группы.

Школьные экскурсии — это лишь один из множества форматов, адресованных детям в музеях. Фото: Музея русского импрессионизма
Школьные экскурсии — это лишь один из множества форматов, адресованных детям в музеях.
Фото: Музея русского импрессионизма

Неотъемлемая часть визита в музей — пост об этом в социальных сетях. Людям важно поделиться впечатлениями, поэтому правы те учреждения, которые оформляют фотозоны и делают бесплатный вайфай. Современному зрителю также важно «побыть в пространстве с приятной атмосферой», так что интерьерный дизайн входных зон и ударные экспозиции сменных выставок — важные рычаги привлечения посетителей.

Исследование выявило некоторые закономерности в поведении зрителей. После того как они насладятся искусством, их тянет посидеть в музейном кафе, заглянуть в музейный магазин и найти там «стильный мерч», погулять по окрестностям, зависнуть в ресторане или в баре неподалеку.

Результаты исследований будут использованы маркетологами, тем более что Музей русского импрессионизма — один из лидеров в этой области. Здесь все хорошо с «мерчем»; местный магазин сувениров носит смешное и запоминающееся название «Серовин и Коров»; в 2018-м на выставке «Жены» тут впервые в Москве выставили не только картины, но и ароматы к ним, специально разработанные парфюмерами.

Посетители Музея русского импрессионизма на выставке Юрия Анненкова. 2019. Фото: Музея русского импрессионизма
Посетители Музея русского импрессионизма на выставке Юрия Анненкова. 2019.
Фото: Музея русского импрессионизма

Музейная социология, в свою очередь, является предметом исследований. Этой теме посвящена, например, статья Татьяны Литвин «Музейная социология в контексте социально-исторических перемен» в «Вестнике Санкт-Петербургского университета» (2022). За последнее столетие социологи в нашей стране трижды активно работали в музеях. Сначала в 1920–1930-е годы, когда требовалось нести свет знаний в массы и выстраивать экспозиции в духе марксизма. Затем социология была востребована в 1960–1970-е. Если в 1965 году музеи Министерства культуры СССР посетило 28,9 млн человек, то к 1970-му — уже до 60 млн. Музеи нуждались в рекомендациях, как работать с этими толпами. Наконец, в XXI веке, на волне нового музейного бума, социологи помогают музеям работать по законам рынка: привлекать клиентов, повышать KPI.

Примечательно, что эти «очаги культуры» воспринимаются сегодня и как места эскапизма, вне политической повестки. Как сказал один из респондентов исследования, «музей — это такой корабль, который плывет, несмотря на все штормы, к своей светлой цели, несет на своем борту искусство, культуру и открыт для всех». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+