18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Мерч», соцсети и «просвещенья дух» на примере Музея русского импрессионизма

Тактильные копии картин в Музее русского импрессионизма. Фото: Музея русского импрессионизма
Тактильные копии картин в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музея русского импрессионизма
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Музей в содружестве с командой исследований «ВКонтакте» изучил аудиторию институции, выяснив, кто, когда и с какими целями сюда приходит. Социология помогает понять, в какой мере ожидания от визита в «очаг культуры» совпадают с реальностью

Социологический проект был осуществлен в рамках международного конкурса молодых (не старше 35 лет) исследователей ESOMAR Research Got Talent 2023. Конкурс проводится четвертый год и дает возможность социологам сделать нечто полезное для различных некоммерческих организаций. В данном случае пользу принесли Музею русского импрессионизма. Девять ученых, проведя экспертные интервью с сотрудниками музея и глубинные интервью с 21 посетителем, выявили «неочевидные тенденции».

Оказалось, что «музеи и галереи уже не рассматриваются как скучные места, куда заставляли ходить в школе». Миссия современных культурных учреждений — просвещать, эмоционально развивать, вдохновлять, давать поводы общению, скрашивать досуг — и лишь затем — хранить культурное наследие.

«Были выявлены шесть основных групп посетителей: человек искусства, турист, родитель, столичный модник, интересующийся и пенсионер» — и описаны мотивации каждой группы.

Школьные экскурсии — это лишь один из множества форматов, адресованных детям в музеях. Фото: Музея русского импрессионизма
Школьные экскурсии — это лишь один из множества форматов, адресованных детям в музеях.
Фото: Музея русского импрессионизма

Неотъемлемая часть визита в музей — пост об этом в социальных сетях. Людям важно поделиться впечатлениями, поэтому правы те учреждения, которые оформляют фотозоны и делают бесплатный вайфай. Современному зрителю также важно «побыть в пространстве с приятной атмосферой», так что интерьерный дизайн входных зон и ударные экспозиции сменных выставок — важные рычаги привлечения посетителей.

Исследование выявило некоторые закономерности в поведении зрителей. После того как они насладятся искусством, их тянет посидеть в музейном кафе, заглянуть в музейный магазин и найти там «стильный мерч», погулять по окрестностям, зависнуть в ресторане или в баре неподалеку.

Результаты исследований будут использованы маркетологами, тем более что Музей русского импрессионизма — один из лидеров в этой области. Здесь все хорошо с «мерчем»; местный магазин сувениров носит смешное и запоминающееся название «Серовин и Коров»; в 2018-м на выставке «Жены» тут впервые в Москве выставили не только картины, но и ароматы к ним, специально разработанные парфюмерами.

Посетители Музея русского импрессионизма на выставке Юрия Анненкова. 2019. Фото: Музея русского импрессионизма
Посетители Музея русского импрессионизма на выставке Юрия Анненкова. 2019.
Фото: Музея русского импрессионизма

Музейная социология, в свою очередь, является предметом исследований. Этой теме посвящена, например, статья Татьяны Литвин «Музейная социология в контексте социально-исторических перемен» в «Вестнике Санкт-Петербургского университета» (2022). За последнее столетие социологи в нашей стране трижды активно работали в музеях. Сначала в 1920–1930-е годы, когда требовалось нести свет знаний в массы и выстраивать экспозиции в духе марксизма. Затем социология была востребована в 1960–1970-е. Если в 1965 году музеи Министерства культуры СССР посетило 28,9 млн человек, то к 1970-му — уже до 60 млн. Музеи нуждались в рекомендациях, как работать с этими толпами. Наконец, в XXI веке, на волне нового музейного бума, социологи помогают музеям работать по законам рынка: привлекать клиентов, повышать KPI.

Примечательно, что эти «очаги культуры» воспринимаются сегодня и как места эскапизма, вне политической повестки. Как сказал один из респондентов исследования, «музей — это такой корабль, который плывет, несмотря на все штормы, к своей светлой цели, несет на своем борту искусство, культуру и открыт для всех». 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+