18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Почему музеи в США ждет кадровый кризис и как с ним бороться

Осенью 2022 года сотрудники Филадельфийского художественного музея в результате забастовки добились пересмотра своих контрактов. Хотя низкие зарплаты не единственное, что угнетает американских музейщиков. Фото: Philadelphia Museum of Art
Осенью 2022 года сотрудники Филадельфийского художественного музея в результате забастовки добились пересмотра своих контрактов. Хотя низкие зарплаты не единственное, что угнетает американских музейщиков.
Фото: Philadelphia Museum of Art
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Сотрудники американских музеев все чаще называют свою работу утомительной и не доставляющей удовольствия. Возможно ли избежать выгорания? Рецепты существуют, но для их эффективного применения нередко нужна поддержка со стороны самих институций

К поразительному выводу пришли авторы первого отчета Museums Moving Forward (MMF), правозащитной группы, созданной в 2020 году с целью обес­печения равноправия и повышения организационной эффективности в области культуры. Опрос, проведенный в конце лета (в нем поучаствовало 1933 сотрудника из более чем 50 музеев США), касался многого — от удовлетворенности карьерой до случаев дискриминации и харассмента. Так вот, одно из самых удивительных открытий — то, насколько широко распространено выгорание среди музейщиков и какой глобальной утечкой мозгов из этой сферы оно может грозить.

Проблема особенно остро касается тех, кто находится в середине карьерной лестницы, причем независимо от того, работают ли они кураторами или администраторами. Так, 76% опрошенных говорят о том, что задумывались об уходе из профессии из-за выгорания, низкой зарплаты и отсутствия возможностей для роста. Если хотя бы часть из них все же решится на увольнение, музейный сектор ждет весьма печальное будущее.

Выгорание — модное слово, которое используют к месту и не к месту. Но, по мнению Кристины Маслах, профессора психологии из Калифорнийского университета в Беркли, этот феномен не ограничивается хронической усталостью от работы. Выгорание — это и циничное отношение к обязанностям, и обесценивание своих способностей, и снижение продуктивности. Хотя те, кто испытывает выгорание, как правило, ощущают безнадежность, ситуация на деле таковой не является — выход есть, подчеркивает Маслах. С выгоранием можно справиться, но только если работодатели готовы признать эту проблему и бороться с ней.

Другой опрос, опубликованный в начале 2023 года исследовательским консорциумом Future Forum, продемонстрировал, что более 40% офисных работников страдают от выгорания — это максимальный показатель за время с начала пандемии. И прежде всего в группе риска — музейные работники. Согласно отчету MMF, они меньше всего в США удовлетворены своей карьерой: если в общей выборке 48% респондентов довольны перспективами карьерного роста, то среди музейщиков эта цифра составляет лишь 28%.

Выгорание у сотрудников музеев протекает как опасная болезнь без явных симптомов, и одна из причин этого заключается в том, что сфера конкурентоспособна, престижна и считается «благодарным трудом». «Последние десять лет моей жизни были очень насыщенными в профессиональном плане, но ум с сердцем у меня уже не в ладу, — признается Мишель Миллар Фишер, куратор отдела ремесел и дизайна в Музее изящных искусств в Бостоне. — Чтобы делать карьеру, мне приходилось пахать по 14–18 часов в день». Она, как и многие ее коллеги, впадает в присущую всей области зависимость — от кураторских стипендий, которые обычно выдаются на срок от одного до трех лет, и за это время «просто нельзя расслабляться и сбавлять темп».

В музеи, как и в другие некоммерческие организации, нередко стремятся идеалисты, которым, особенно после пандемии, приходится работать больше — за те же, если не меньшие, деньги. Еще многие говорят, что их выгорание спровоцировано не только дефицитом кадров и ресурсов. Когда приходит осознание того, что те высокие ценности, ради которых они пришли работать в музеи, не соответствуют реальности, их охватывает чувство безнадежности вкупе с приступами цинизма.

Члены музейного союза Уитни собрались у здания музея 17 мая 2022 года. Фото: Allison Dinner
Члены музейного союза Уитни собрались у здания музея 17 мая 2022 года.
Фото: Allison Dinner

«Это лишь видимость либерализма. Когда вникаешь в механику любой институции, понимаешь, насколько она консервативна», — говорит куратор Элисон Феррис, отработавшая в музеях 30 лет. Она уволилась в 2020 году, чтобы выучиться на магистра в области литературного мастерства. «Реальность драматически не соответствует ожиданиям. Она как удар хлыстом», — так Маслах описывает ощущение, которое распространено и в других областях, где повсеместное выгорание идет рука об руку с «высокой миссией»: медицина, право общественных интересов.

Однако бороться с выгоранием можно по формуле, которой Маслах дала название «три С»: сотрудничество, соответствие, самоотдача.

Адам Риццо, преподаватель из Филадельфийского художественного музея и председатель его нового профсоюза, говорит, что общественная работа помогла ему перейти от состояния выгорания к тому, что Маслах называет его противоположностью, — к вовлеченности. «Создание сообщества, в котором можно рассчитывать на реальную поддержку — не просто сидеть и жаловаться, а предложить решение проблем, — вот что снова придало мне сил, — рассказывает Риццо. — Большие музеи, такие как наш, изолированы и иерар­хичны, поэтому выстраивание новых отношений помогло придать смысл моей работе».

Есть и другие способы развития сотрудничества. Миа Локс, соучредитель организации Museums Moving Forward, выступает за то, чтобы музеи регулярно проводили внутреннюю оценку всего персонала, которая позволяла бы рядовым сотрудникам оставлять отзывы о начальстве. «Людей необходимо оценивать не только по индивидуальной эффективности, но и по тому, как они руководят коллективом», — говорит Локс, отмечая, что эмоциональный интеллект и способность формировать здоровую рабочую среду можно измерить, как и любой другой навык. «И это не будет стоить музеям больших денег», — добавляет она.

По мнению Холли Шен, директора консалтинговой фирмы Lord Culture Resources, еще один способ справиться с выгоранием — вовлечь персонал в процесс стратегического планирования. Работники могут выступить с новыми идеями, адаптировать уже принятые или помочь выявить потенциальные проблемы, которые руководство не замечает.

Некоторые ветераны музейной сферы называют и четвертую «С», необходимую для борьбы с выгоранием: созидательность. «Если бюджет не позволяет повысить зарплаты, почему бы не предложить сотрудникам больше оплачиваемых выходных или стажировок? — задается вопросом Яёи Шионоири, бывший помощник главного юриста Музея Гуггенхайма, директор Фонда Криса Бёрдена и Студии Нэнси Рубинс. — Еще у музея часто есть возможность помочь с обучением, участием в конференциях».

Подводные камни профессии музейщика — от низкой зарплаты до рутинности и минимальных перспектив карьерного роста — могут потребовать перестройки всей области. Но исследования доказывают, что даже скромные меры могут помочь снизить уровень выгорания. «Любые, самые небольшие позитивные изменения помогают осознать, что проблема решаема», — отмечает Маслах. Главное — противостоять этой напасти и продолжать с ней бороться. «Музеи рискуют потерять много талантов, если не станут более внимательно и чутко относиться к своему персоналу», — уверена она. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+