18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Манеж» в Петербурге продолжает знакомить с русской скульптурой

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Выставка «Сопряжение форм» показывает скульптуру ХХ века во всем многообразии форм и направлений — от импрессионизма до кинетизма. Кураторы придумали соединить скульптуру с миром документального кино и телевидения

300 скульптур, 100 авторов — от Михаила Аникушина до Григория Ястребенецкого — из 50 музеев, где первые скрипки — у Русского музея и Третьяковской галереи. Когда в 2021 году выставку «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева» в ЦВЗ «Манеж» за полтора месяца посетило более 60 тыс. человек, стало ясно: будет продолжение. Теперь следовало показать русскую скульптуру ХХ века во всем многообразии форм и направлений — от импрессионизма до кинетизма.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

И два года назад, и сейчас было очевидно, что невозможно просто наполнить огромный зал холодным камнем и бронзой. Для «(Не)подвижности» кураторская команда во главе с Елизаветой Павлычевой, руководителем выставочного отдела «Манежа», придумали погружение скульптур в пространство оперного театра, представив произведения на сцене, за кулисами, в зрительном зале и так далее. Теперь, как сообщила для TANR Павлычева, кураторы решили соединить скульптуру с документальным кино и телевидением. Каждому из 15 разделов выставки дано киношное название вроде «Сценарный план», «В главных ролях», «Раскадровка», «Скрытая камера», «Цветокоррекция». Многозначность терминов призвана придать новые измерения скульптуре, которая демонстрируется на фоне кинохроники или рядом с ней.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Преемственность с прежней выставкой подчеркнута в экспозиции: нынешняя начинается с композиции «Октябрь» неоклассициста Александра Матвеева. Это гипсовый оригинал, созданный скульптором к 10-летию Октябрьской революции: рабочий, крестьянин и красноармеец представлены в образах нагих героев — как в античные времена.

В разделе «В главных ролях» собраны модели известных памятников из обеих столиц: аникушинский Пушкин, Достоевский — лучшее произведение Любови Холиной, Маяковский работы Александра Кибальникова, Лассаль — Виктора Синайского, Гарибальди — Карлиса Зале. Последние два произведения были частью большевистского плана монументальной пропаганды 1918 года.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Символистские опыты в послереволюционные годы продолжали Вера Мухина и Иван Шадр, чьи скульптуры «Ветер» и «В бурю» удачно передают в мощном монолите идею движения. Среди менее известных имен представлена Беатриса Сандомирская с выразительными «Рязанской бабой» и «Обнаженной женской фигурой».

Чтобы снять пафос, неизбежный при демонстрации скульптуры, кураторы решили показать стремянку Веры Мухиной и стеки Михаила Аникушина. Вокруг них заверчены темы труда и музыки. За первую отвечает деревянная скульптура «Сбор винограда» Сергея Коненкова, за вторую — портрет маэстро Юрия Темирканова работы Георгия Ястребенецкого и модели рельефов Василия Стамова для музыкальной школы.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Пушкин, один из самых тиражируемых персонажей русской скульптуры, представлен еще и в версиях Лазаря Гадаева — эскиз памятника в Москве — и Леонида Баранова — «Пушкин в Летнем саду».

Раскрашенная деревянная скульптура (по-киношному «Цветокоррекция») — конек Гели Писаревой. В этом году скульптор отметила 90-летие и продолжает гнуть линию «наива».

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Специальный раздел посвящен работам участников художественной студии Института народов Севера, которой руководил Леонид Месс, ученик Матвеева, участник выставок объединения «Круг художников». В 1937 году работы студентов на темы Арктики получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

Специально к выставке отреставрировано майоликовое панно «Праздник» Исидора Фрих-Хара размером 300 на 220 см. Это произведение прибыло из Екатеринбургского музея изобразительных искусств.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
«Сопряжение форм. Русская скульптура ХХ века»
До 3 декабря

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+