18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Манеж» в Петербурге продолжает знакомить с русской скульптурой

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Выставка «Сопряжение форм» показывает скульптуру ХХ века во всем многообразии форм и направлений — от импрессионизма до кинетизма. Кураторы придумали соединить скульптуру с миром документального кино и телевидения

300 скульптур, 100 авторов — от Михаила Аникушина до Григория Ястребенецкого — из 50 музеев, где первые скрипки — у Русского музея и Третьяковской галереи. Когда в 2021 году выставку «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева» в ЦВЗ «Манеж» за полтора месяца посетило более 60 тыс. человек, стало ясно: будет продолжение. Теперь следовало показать русскую скульптуру ХХ века во всем многообразии форм и направлений — от импрессионизма до кинетизма.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

И два года назад, и сейчас было очевидно, что невозможно просто наполнить огромный зал холодным камнем и бронзой. Для «(Не)подвижности» кураторская команда во главе с Елизаветой Павлычевой, руководителем выставочного отдела «Манежа», придумали погружение скульптур в пространство оперного театра, представив произведения на сцене, за кулисами, в зрительном зале и так далее. Теперь, как сообщила для TANR Павлычева, кураторы решили соединить скульптуру с документальным кино и телевидением. Каждому из 15 разделов выставки дано киношное название вроде «Сценарный план», «В главных ролях», «Раскадровка», «Скрытая камера», «Цветокоррекция». Многозначность терминов призвана придать новые измерения скульптуре, которая демонстрируется на фоне кинохроники или рядом с ней.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Преемственность с прежней выставкой подчеркнута в экспозиции: нынешняя начинается с композиции «Октябрь» неоклассициста Александра Матвеева. Это гипсовый оригинал, созданный скульптором к 10-летию Октябрьской революции: рабочий, крестьянин и красноармеец представлены в образах нагих героев — как в античные времена.

В разделе «В главных ролях» собраны модели известных памятников из обеих столиц: аникушинский Пушкин, Достоевский — лучшее произведение Любови Холиной, Маяковский работы Александра Кибальникова, Лассаль — Виктора Синайского, Гарибальди — Карлиса Зале. Последние два произведения были частью большевистского плана монументальной пропаганды 1918 года.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Символистские опыты в послереволюционные годы продолжали Вера Мухина и Иван Шадр, чьи скульптуры «Ветер» и «В бурю» удачно передают в мощном монолите идею движения. Среди менее известных имен представлена Беатриса Сандомирская с выразительными «Рязанской бабой» и «Обнаженной женской фигурой».

Чтобы снять пафос, неизбежный при демонстрации скульптуры, кураторы решили показать стремянку Веры Мухиной и стеки Михаила Аникушина. Вокруг них заверчены темы труда и музыки. За первую отвечает деревянная скульптура «Сбор винограда» Сергея Коненкова, за вторую — портрет маэстро Юрия Темирканова работы Георгия Ястребенецкого и модели рельефов Василия Стамова для музыкальной школы.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Пушкин, один из самых тиражируемых персонажей русской скульптуры, представлен еще и в версиях Лазаря Гадаева — эскиз памятника в Москве — и Леонида Баранова — «Пушкин в Летнем саду».

Раскрашенная деревянная скульптура (по-киношному «Цветокоррекция») — конек Гели Писаревой. В этом году скульптор отметила 90-летие и продолжает гнуть линию «наива».

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Специальный раздел посвящен работам участников художественной студии Института народов Севера, которой руководил Леонид Месс, ученик Матвеева, участник выставок объединения «Круг художников». В 1937 году работы студентов на темы Арктики получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

Специально к выставке отреставрировано майоликовое панно «Праздник» Исидора Фрих-Хара размером 300 на 220 см. Это произведение прибыло из Екатеринбургского музея изобразительных искусств.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
«Сопряжение форм. Русская скульптура ХХ века»
До 3 декабря

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+