18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Русский музей привез пейзажи в звенигородский Манеж

Исаак Левитан. «Домик с ракитами». Первая половина 1880-х. Фото: Русский музей
Исаак Левитан. «Домик с ракитами». Первая половина 1880-х.
Фото: Русский музей
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Выставка называется «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX веков из собрания Русского музея». Самый известный русский пейзажист помещен в центр экспозиции не случайно: он трижды приезжал под Звенигород на пленэр

Возрождение звенигородского Манежа похоже на чудо. Еще семь лет назад памятник находился в аварийном состоянии, был выставлен на аукцион и имел все шансы превратиться в торговый центр или ресторан. А ведь это самая ранняя, 1830 года, светская постройка в городе. К счастью, Манежу вернули его прежнюю функцию — быть центром культуры. Сейчас здесь работает городской музей с 300-метровым залом для временных экспозиций. Министерство культуры Подмосковья заключило соглашение с Государственным Русским музеем — теперь он каждые полгода будет делать выставки на этой площадке.

Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже. Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник

Первую выставку посвятили Исааку Левитану, и это не случайно. Самый известный русский пейзажист трижды — в 1884, 1886 и 1887 годах — приезжал под Звенигород в Саввинскую слободу на пленэр. Здесь он написал порядка двух десятков картин и этюдов. Константин Коровин оставил воспоминания об их совместном житье: как студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества вместе с крестьянами выходили в поля на работу. Первые рисовали, вторые косили и в перерывах искренне сочувствовали живописцам: «Художники… в одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи… мажут краской невесть што. А то — кому надоть?»

Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже. Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник

Любил окрестности Звенигорода и учитель Левитана Алексей Саврасов, первым из московских художников оценивший этот «подмосковный Барбизон». В Саввинской слободе провел последние годы жизни преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, пейзажист Лев Каменев (1833–1886). Куратор выставки, ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков, считает важной преемственность между учителями и учениками, в частности Саврасовым и Левитаном. Оба умели «ценить в природе тонкую лирику». Их совместными усилиями сформировался «лишенный внешних эффектов национальный пейзаж».

Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже. Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник

Еще один центр звенигородской арт-жизни —усадьба Введенское. Ее построили в конце XVIII века по проекту Николая Львова, чей правнук Василий Поленов будет так влюблен в это место, что в 1880-х попытается его купить, впрочем безрезультатно. Здесь провела детство Мария Якунчикова (1870–1902), она запечатлела имение. В последние годы жизни в Введенском гостил Виктор Борисов-Мусатов (1870–1905) — на вторых планах его картин часто угадываются силуэты усадебных построек.

Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже. Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник

Работы всех этих художников, а еще произведения Алексея Боголюбова, Аполлинария Васнецова, Игоря Грабаря, Михаила Нестерова увидят зрители в звенигородском Манеже. Живописный ряд дополнят архивные фотографии и пейзажные открытки рубежа XIX–XX веков, а также мультимедийная программа «Слышать, как трава растет».

Выставка представляет русский пейзаж в момент его расцвета и позволяет осмыслить своеобразие московской школы, которая, в отличие от пейзажного класса в петербургской Академии художеств, была меньше ограничена правилами и оставляла авторам пространство для лирических интерпретаций.  

Звенигородский Манеж
«Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX веков из собрания Русского музея»
До 25 февраля

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+