18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новые директора итальянских музеев: свои среди своих?

Флорентийский Музей Барджелло. Фото: Wikimedia Commons
Флорентийский Музей Барджелло.
Фото: Wikimedia Commons
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Искусствоведы обеспокоены тем, что назначение руководителей крупнейших музеев страны будет контролироваться правительством. Появилось даже мнение, что отныне в Италии «эпоха зарубежных директоров закончилась»

В профессиональных кругах возникли опасения, что недавно назначенная правительством комиссия для отбора новых директоров в крупнейшие музеи Италии, в том числе в Галерею Уффици во Флоренции и Пинакотеку Брера в Милане, недостаточно беспристрастна, из-за чего Министерство культуры может получить возможность продвигать своих фаворитов.

Комиссия из пяти человек была сформирована в рамках запущенного в июне министерством тендера по отбору кандидатов на пост директоров Музея Каподимонте в Неаполе и Национальной галереи современного искусства в Риме. Комиссия выберет троих соискателей для каждого из музеев, после чего министерство объявит победителя.

Национальная галерея современного искусства в Риме. Фото: Wikimedia Commons
Национальная галерея современного искусства в Риме.
Фото: Wikimedia Commons

В датированном 25 июля открытом письме, адресованном министру культуры Дженнаро Санджулиано и генеральному директору Министерства по делам музеев Массимо Осанне, критики подчеркивают, что в комиссию входит лишь один профессиональный искусствовед — Даниела Порро, при этом работающая в надзорном органе Министерства культуры. К тому же и у Порро, и у другого сотрудника министерства, Луиджи Ла Рокка, очень ограниченный опыт работы в сфере музейного управления. В письме, которое подписали Итальянское общество историков искусства (SISCA) и Университетский совет искусствоведения (Cunsta), говорится: «Вызывает вопросы включение в комиссию, чья позиция должна быть беспристрастной, двух сотрудников Министерства культуры, которые не смогут пренебрегать указаниями этого ведомства».

Президент SISCA Массимилиано Росси рассказал The Art Newspaper, что его тревожит отсутствие зарубежных экспертов в составе комиссии, и обратил внимание на преобладание специалистов в области археологии, в числе которых Кармела Капальди из неапольского Университета Федерико II. Массимо Осанна, который раньше был директором археологического комплекса в Помпеях, также преподает в этом университете. «Существует риск, что в Уффици попадет археолог», — говорит Росси. Осанна ответил на это в интервью, опубликованном в газете La Repubblica, подчеркнув высокую квалификацию членов комиссии и назвав «постыдным» предположение о том, что на них могут оказывать влияние извне. «Что они хотят этим сказать? Что наши директора некомпетентны?» — вопрошает Осанна.

Критики сравнивают сегодняшнюю ситуацию с предыдущим музейным тендером, который провел в 2015 году предшественник Санджулиано Дарио Франческини. Тогда комиссию возглавлял Паоло Баратта, в то время директор Венецианской биеннале, а в ее состав входил бывший директор лондонской Национальной галереи Николас Пенни. В результате тендера крупнейшие музеи Италии возглавило семеро зарубежных экспертов. В числе новых директоров были Айке Шмидт из Германии (Галерея Уффици), Джеймс Брэдбёрн из Великобритании (Пинакотека Брера) и Сильвен Белланже из Франции (Музей Каподимонте).

Королевский музей в Турине. Фото: Wikimedia Commons
Королевский музей в Турине.
Фото: Wikimedia Commons

Хотя условия нового тендера разрешают прием заявок от кандидатов из других стран Евросоюза, арт-критик и помощник министра культуры Витторио Згарби еще в январе в интервью газете Corriere Fiorentino дал понять, что нынешнее правительство Италии намерено отдавать предпочтение местным кандидатам. «Для следующего тендера мы склоняемся к включению в отборочные комиссии членов, которые более тесно связаны с территорией страны», — заявил он. Комментируя слова Згарби, Росси прогнозирует, что «эпоха зарубежных директоров закончилась».

Имена победителей тендера объявят осенью. Кроме того, министерство планирует назначить новых руководителей в три другие важные институции: Национальный археологический музей в Неаполе, Королевские музеи в Турине и недавно объединенные Галерею Академии и Музей Барджелло во Флоренции, а также еще в 17 получивших автономию музеев, — в рамках следующего тендера, который объявят в феврале. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+