18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древнее наследие Европы спасают от последствий глобального потепления

Остров Роз на Штарнбергском озере с остатками доисторических поселений страдает от снега и волн. Фото: imageBROKER.com GmbH & Co. KG / Alamy Stock Photo
Остров Роз на Штарнбергском озере с остатками доисторических поселений страдает от снега и волн.
Фото: imageBROKER.com GmbH & Co. KG / Alamy Stock Photo
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

ЕС запустил проект «Трикветр» для защиты от гибели объектов культурно-исторического наследия — от древнегреческого города XII века до н.э., который разрушается из-за повышения уровня моря, до затопленных доисторических поселений в германском озере

Проект «Трикветр», получивший почти €4 млн в рамках программы Европейского союза Horizon Europe, будет работать до конца 2025 года. Он объединил 21 организацию из 7 стран: Австрии, Германии, Греции, Италии, Кипра, Польши и Швейцарии. Исследователи отслеживают состояние восьми пилотных объектов, расположенных под водой, в прибрежных и материковых зонах, в число которых входят римская вилла, построенная императором Августом, подводный город XII века до н.э. Эпидавр в Греции и стоящие под водой доисторические дома на сваях в Штарнбергском озере в Германии.

Эксперт ЮНЕСКО по подводному наследию Эдуард Планш рассказал The Art Newspaper, что особую угрозу несут изменения водных течений и химического состава океанов. Из-за повышения уровня моря различные археологические объекты может постичь судьба древнеримского города Байи возле Неаполя, в VII–VIII веках погрузившегося в Средиземное море по мере проседания земной коры из-за опустошения подземных магматических камер. Теперь его могут увидеть только дайверы. «Последствия глобального потепления очевидны по всему миру: крупные пожары, сильнейшие наводнения и резкие колебания температуры, — говорит руководитель проекта «Трикветр» Харалампос Иоаннидис. — Было важно запустить проект именно сейчас».

Сальваторе Мартино, геолог из Римского университета «Ла Сапиенца», работающий над пилотным объектом в итальянском Вентотене, рассказывает, что это первый проект по мониторингу культурного наследия с таким широким географическим охватом. Однако у всех объектов есть кое-что общее. «Все они так или иначе подвержены активному воздействию воды», — объясняет Мартино.

В основе проекта, который получил название трехчастного орнамента, использовавшегося в средневековой архитектуре, лежит трехступенчатая методология. Сначала исследователи выявляют угрозы, которые изменение климата несет для конкретного объекта, затем количественно оценивают серьезность этих угроз и наконец предлагают меры по минимизации их последствий. В этих целях они используют передовые технологии, в том числе космические спутники, гидрологическую съемку, мультиспектральные датчики, многолучевые гидролокаторы и лазерную спектроскопию. Исследователи руководствуются специально разработанной системой поддержки принятия решений (DSS). Цифровая платформа помогает разрабатывать индивидуальные меры по минимизации угрозы для каждого отдельного объекта. Параллельно участники проекта будут вносить информацию о своих исследованиях в специальную базу данных, где с ними смогут консультироваться другие эксперты. Доступ к DSS будет открытым.

В проект «Трикветр» входит несколько стран, не являющихся очевидными политическими партнерами. Так, польская националистическая партия «Право и справедливость», которая, как ожидается, одержит победу на выборах 15 октября, в последние месяцы находится в состоянии конфликта с ЕС из-за миграционной политики. Руководство «Трикветра» считает, что проект может способствовать политическому сближению стран-участниц.

Сегодня из-за изменений климата угроза мировому культурному наследию беспрецедентна. Участившиеся песчаные бури засыпают кропотливо раскопанные вавилонские сокровища в Ираке, а у берегов Средиземного моря археологические памятники разрушаются штормами. В июле «Гринпис» сообщил, что проливные дожди и колебания влажности угрожают древним буддийским фрескам в пещерах Могао — объекту всемирного наследия ЮНЕСКО в китайской провинции Ганьсу. Благодаря проекту «Трикветр» эксперты в области наследия смогут получить уникальные инструменты для защиты этих и других объектов.  

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+