18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Царскосельский Зубовский флигель оживает

Пробные панно китайского лака созданы пекинской художественной компанией «Синьсинши» для музея-заповедника «Царское Село». Фото: ПАО «Газпром»
Пробные панно китайского лака созданы пекинской художественной компанией «Синьсинши» для музея-заповедника «Царское Село».
Фото: ПАО «Газпром»

Настенные лаковые панно для Китайского зала в Зубовском флигеле Екатерининского дворца сделают китайские мастера — так же, как это было в XVIII веке. Панно будут готовы через два года

В Российском культурном центре в Пекине подписано трехстороннее соглашение между Государственным музеем-заповедником «Царское Село», пекинской художественной компанией «Синьсинши» и Фондом поддержки социальных инициатив Газпрома. В рамках соглашения китайские мастера воссоздадут 155 лаковых панно XVIII века для личных апартаментов Екатерины II в Царском Селе. Эти работы станут частью реставрационного проекта «Екатерина II. Личное пространство», который стартовал в 2019 году и реализуется при поддержке ПАО «Газпром».

Для изготовления 155 утраченных панно Китайского зала мастерам потребуется почти два года. Фото: ПАО «Газпром»
Для изготовления 155 утраченных панно Китайского зала мастерам потребуется почти два года.
Фото: ПАО «Газпром»

«Китайские лаковые панно XVIII века, которые украшали Китайский зал, были выполнены в традиционной национальной технике. Эти секреты из поколения в поколение передавали китайские мастера. Поэтому мы бесконечно счастливы, что их воссозданием будут заниматься специалисты пекинской художественной компании „Синьсинши“. Это очередное подтверждение того, что культура и музеи — мощная сила, объединяющая разные институции и разные страны», — говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Китайский зал Зубовского флигеля Екатерининского дворца Царского Села. Автохром 1917 года. Фото: ПАО «Газпром»
Китайский зал Зубовского флигеля Екатерининского дворца Царского Села. Автохром 1917 года.
Фото: ПАО «Газпром»

Личные апартаменты императрицы Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца были почти полностью уничтожены во время Великой Отечественной войны. Сейчас идет работа над воссозданием восьми интерьеров, спроектированных когда-то архитекторами-классицистами Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги. Некоторые из них почти завершены, особенности других — такие как отделка Китайского зала — стали препятствием для российских реставраторов. Дело в том, что Китайский зал, самый большой по площади среди личных покоев императрицы в Зубовском флигеле, был украшен панно в уникальной технике китайского лака.

Панно в традиционной китайской технике «куанцай»: полихромный резной лак или, как его называли в Европе, коромандельский лак. Фото: ПАО «Газпром»
Панно в традиционной китайской технике «куанцай»: полихромный резной лак или, как его называли в Европе, коромандельский лак.
Фото: ПАО «Газпром»

Реставрационный совет музея обратился к китайским специалистам, которые не утратили секреты традиционных технологий. По предоставленным музеем аналогам — сохранившимся панно XVIII века из Китайского театра Царского Села — компания «Синьсинши» изготовила в 2022 году два пробных панно. Одно — в технике «куанцай» (панно полихромного резного лака или, как его называли в Европе, коромандельского лака), второе — в технике «мяоцзинь» (панно черного лака с росписью золотым). Обе техники чрезвычайно кропотливы, в частности требуют тщательной просушки многочисленных слоев лака. На основании этих образцов реставрационный совет музея-заповедника «Царское Село» принял решение заказать изготовление всех настенных лаковых панелей Китайского зала (всего их 155) китайским мастерам. По оценкам китайской стороны для этой работы потребуется почти два года — 700 дней.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+