18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Царскосельский Зубовский флигель оживает

Пробные панно китайского лака созданы пекинской художественной компанией «Синьсинши» для музея-заповедника «Царское Село». Фото: ПАО «Газпром»
Пробные панно китайского лака созданы пекинской художественной компанией «Синьсинши» для музея-заповедника «Царское Село».
Фото: ПАО «Газпром»

Настенные лаковые панно для Китайского зала в Зубовском флигеле Екатерининского дворца сделают китайские мастера — так же, как это было в XVIII веке. Панно будут готовы через два года

В Российском культурном центре в Пекине подписано трехстороннее соглашение между Государственным музеем-заповедником «Царское Село», пекинской художественной компанией «Синьсинши» и Фондом поддержки социальных инициатив Газпрома. В рамках соглашения китайские мастера воссоздадут 155 лаковых панно XVIII века для личных апартаментов Екатерины II в Царском Селе. Эти работы станут частью реставрационного проекта «Екатерина II. Личное пространство», который стартовал в 2019 году и реализуется при поддержке ПАО «Газпром».

Для изготовления 155 утраченных панно Китайского зала мастерам потребуется почти два года. Фото: ПАО «Газпром»
Для изготовления 155 утраченных панно Китайского зала мастерам потребуется почти два года.
Фото: ПАО «Газпром»

«Китайские лаковые панно XVIII века, которые украшали Китайский зал, были выполнены в традиционной национальной технике. Эти секреты из поколения в поколение передавали китайские мастера. Поэтому мы бесконечно счастливы, что их воссозданием будут заниматься специалисты пекинской художественной компании „Синьсинши“. Это очередное подтверждение того, что культура и музеи — мощная сила, объединяющая разные институции и разные страны», — говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Китайский зал Зубовского флигеля Екатерининского дворца Царского Села. Автохром 1917 года. Фото: ПАО «Газпром»
Китайский зал Зубовского флигеля Екатерининского дворца Царского Села. Автохром 1917 года.
Фото: ПАО «Газпром»

Личные апартаменты императрицы Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца были почти полностью уничтожены во время Великой Отечественной войны. Сейчас идет работа над воссозданием восьми интерьеров, спроектированных когда-то архитекторами-классицистами Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги. Некоторые из них почти завершены, особенности других — такие как отделка Китайского зала — стали препятствием для российских реставраторов. Дело в том, что Китайский зал, самый большой по площади среди личных покоев императрицы в Зубовском флигеле, был украшен панно в уникальной технике китайского лака.

Панно в традиционной китайской технике «куанцай»: полихромный резной лак или, как его называли в Европе, коромандельский лак. Фото: ПАО «Газпром»
Панно в традиционной китайской технике «куанцай»: полихромный резной лак или, как его называли в Европе, коромандельский лак.
Фото: ПАО «Газпром»

Реставрационный совет музея обратился к китайским специалистам, которые не утратили секреты традиционных технологий. По предоставленным музеем аналогам — сохранившимся панно XVIII века из Китайского театра Царского Села — компания «Синьсинши» изготовила в 2022 году два пробных панно. Одно — в технике «куанцай» (панно полихромного резного лака или, как его называли в Европе, коромандельского лака), второе — в технике «мяоцзинь» (панно черного лака с росписью золотым). Обе техники чрезвычайно кропотливы, в частности требуют тщательной просушки многочисленных слоев лака. На основании этих образцов реставрационный совет музея-заповедника «Царское Село» принял решение заказать изготовление всех настенных лаковых панелей Китайского зала (всего их 155) китайским мастерам. По оценкам китайской стороны для этой работы потребуется почти два года — 700 дней.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+