18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Встречаем зарю человечества во всеоружии мультимедийности

Доктор исторических наук, профессор Бадер Отто Николаевич за расчисткой древнего погребения. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Доктор исторических наук, профессор Бадер Отто Николаевич за расчисткой древнего погребения.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Во Владимире, в музейном центре «Палаты», открывается постоянная экспозиция, посвященная стоянке древних людей Сунгирь. Наряду с подлинными предметами из археологических раскопов, посетителям предложат еще и захватывающее путешествие во времени

Высокий немолодой мужчина и два мальчика жили на территории нынешней Владимирской области и были погребены около 30 тыс. лет назад здесь же, на высоком левом берегу Клязьмы. Сегодня они могли бы стать звездами: одна из богатейших верхнепалеолитических стоянок Северной Европы известна на весь мир. Однако известность эта ограничена весьма узким кругом специалистов и любителей палеоистории. Сотрудники музея планируют эту ситуацию исправить.

В музейном центре «Палаты» открывается постоянная экспозиция, посвященная стоянке древних людей Сунгирь. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
В музейном центре «Палаты» открывается постоянная экспозиция, посвященная стоянке древних людей Сунгирь.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Своим обнаружением стоянка кроманьонцев обязана бдительности экскаваторщика, который летом 1955 года во время разработки глиняного карьера при впадении ручья Сунгирь в Клязьму заметил в ковше крупные кости. Вскоре здесь начались раскопки под руководством Отто Бадера из Института археологии АН СССР (ныне РАН). Были найдены следы очага, многочисленные кости мамонта, северного оленя, бизона, песца (ледниковый период в разгаре), а еще — целая россыпь орудий из кремня.

Но по-настоящему сенсационные находки принесли 1960-е. Это два нетронутых погребения: в одном 180-сантиметровый скелет широкоплечего мужчины 50–55 лет, в другом, голова к голове, мальчики, 9–10 и 12–14 лет. Истлевшая одежда была украшена тысячами бусин из бивня мамонта и клыков хищников. Браслеты, подвески, копья — невероятное богатство.

Фундамент и плиты на месте парного захоронения детей.  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Фундамент и плиты на месте парного захоронения детей.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Мастерски выполненные археологами гипсовые отливки позволили двум столичным музеям, Историческому и Дарвиновскому, создать эффектные экспозиции, посвященные стоянке Сунгирь. Зачем же ехать во Владимир?

«Действительно, погребения были сразу же вывезены в Москву, причем целиком, вместе с огромным куском земли, и исследовались уже в столице, — рассказывает Олег Рыжков, заместитель гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ) по науке. — При создании экспозиции мы даже не пытались составить конкуренцию московским музеям, которые априори более богаты находками. Замысел нашей экспозиции другой. Это в меньшей степени демонстрация экспонатов и в большей — рассказ, погружение в эпоху. Мы предлагаем путешествие во времени, а в пространстве путешествовать и не понадобится: все происходило здесь, во Владимире».

Среди обнаруженных в Сунгире предметов — костяные жезлы (или орудия для изготовления одежды), подвеска в виде фигурки лошади, треугольные подвески, прорезные диски из бивня мамонта.  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Среди обнаруженных в Сунгире предметов — костяные жезлы (или орудия для изготовления одежды), подвеска в виде фигурки лошади, треугольные подвески, прорезные диски из бивня мамонта.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Машину времени для музея сконструировала компания «Красный квадрат», у которой в портфолио множество мультимедиапроектов, от 5D-полетов над Россией в парке «Зарядье» до интерактивных стендов в недавно открывшемся после ремонта музее Столетовых в том же Владимире. Но никаким чудесам мультимедиа не дано затмить подлинные предметы. Хит коллекции ВСМЗ — копье длиной почти 2,5 м, созданное по уникальной первобытной технологии: кроманьонцы из Сунгиря умели выпрямлять бивни мамонта. Специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря завершили полную научную реставрацию копья в этом году.

К 120-летию Отто Бадера приурочена часть экспозиции, посвященная работе советских археологов. Бадер, к слову, мечтал о создании полноценного музея на месте Сунгирской стоянки. Даже название придумал — «Заря человечества». Но сегодня склон холма у ручья Сунгирь тонет в зарослях иван-чая. Нет ни намека на то, какое важное открытие было сделано здесь в середине прошлого века. И эту ситуацию тоже можно исправить. Следующая задача музейщиков — создание здесь, на окраине Владимира, ландшафтно-археологического парка.

Следующая задача — создание на окраине Владимира ландшафтно-археологического парка. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Следующая задача — создание на окраине Владимира ландшафтно-археологического парка.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

«Культурного слоя в Сунгире нет, он вывезен, — комментирует Олег Рыжков. — В каком-то смысле это упрощает нашу задачу. Нам нужно спроектировать городской парк с внедрением элементов археологического повествования. Помогает и то обстоятельство, что местный ландшафт со времен верхнего палеолита принципиально не изменился. Вид, открывающийся с места стоянки, великолепен: внизу пойма, справа леса, слева ополье. Подключив воображение, можно представить себя в той же среде».  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+