18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Встречаем зарю человечества во всеоружии мультимедийности

Доктор исторических наук, профессор Бадер Отто Николаевич за расчисткой древнего погребения. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Доктор исторических наук, профессор Бадер Отто Николаевич за расчисткой древнего погребения.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Во Владимире, в музейном центре «Палаты», открывается постоянная экспозиция, посвященная стоянке древних людей Сунгирь. Наряду с подлинными предметами из археологических раскопов, посетителям предложат еще и захватывающее путешествие во времени

Высокий немолодой мужчина и два мальчика жили на территории нынешней Владимирской области и были погребены около 30 тыс. лет назад здесь же, на высоком левом берегу Клязьмы. Сегодня они могли бы стать звездами: одна из богатейших верхнепалеолитических стоянок Северной Европы известна на весь мир. Однако известность эта ограничена весьма узким кругом специалистов и любителей палеоистории. Сотрудники музея планируют эту ситуацию исправить.

В музейном центре «Палаты» открывается постоянная экспозиция, посвященная стоянке древних людей Сунгирь. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
В музейном центре «Палаты» открывается постоянная экспозиция, посвященная стоянке древних людей Сунгирь.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Своим обнаружением стоянка кроманьонцев обязана бдительности экскаваторщика, который летом 1955 года во время разработки глиняного карьера при впадении ручья Сунгирь в Клязьму заметил в ковше крупные кости. Вскоре здесь начались раскопки под руководством Отто Бадера из Института археологии АН СССР (ныне РАН). Были найдены следы очага, многочисленные кости мамонта, северного оленя, бизона, песца (ледниковый период в разгаре), а еще — целая россыпь орудий из кремня.

Но по-настоящему сенсационные находки принесли 1960-е. Это два нетронутых погребения: в одном 180-сантиметровый скелет широкоплечего мужчины 50–55 лет, в другом, голова к голове, мальчики, 9–10 и 12–14 лет. Истлевшая одежда была украшена тысячами бусин из бивня мамонта и клыков хищников. Браслеты, подвески, копья — невероятное богатство.

Фундамент и плиты на месте парного захоронения детей.  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Фундамент и плиты на месте парного захоронения детей.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Мастерски выполненные археологами гипсовые отливки позволили двум столичным музеям, Историческому и Дарвиновскому, создать эффектные экспозиции, посвященные стоянке Сунгирь. Зачем же ехать во Владимир?

«Действительно, погребения были сразу же вывезены в Москву, причем целиком, вместе с огромным куском земли, и исследовались уже в столице, — рассказывает Олег Рыжков, заместитель гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ) по науке. — При создании экспозиции мы даже не пытались составить конкуренцию московским музеям, которые априори более богаты находками. Замысел нашей экспозиции другой. Это в меньшей степени демонстрация экспонатов и в большей — рассказ, погружение в эпоху. Мы предлагаем путешествие во времени, а в пространстве путешествовать и не понадобится: все происходило здесь, во Владимире».

Среди обнаруженных в Сунгире предметов — костяные жезлы (или орудия для изготовления одежды), подвеска в виде фигурки лошади, треугольные подвески, прорезные диски из бивня мамонта.  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Среди обнаруженных в Сунгире предметов — костяные жезлы (или орудия для изготовления одежды), подвеска в виде фигурки лошади, треугольные подвески, прорезные диски из бивня мамонта.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Машину времени для музея сконструировала компания «Красный квадрат», у которой в портфолио множество мультимедиапроектов, от 5D-полетов над Россией в парке «Зарядье» до интерактивных стендов в недавно открывшемся после ремонта музее Столетовых в том же Владимире. Но никаким чудесам мультимедиа не дано затмить подлинные предметы. Хит коллекции ВСМЗ — копье длиной почти 2,5 м, созданное по уникальной первобытной технологии: кроманьонцы из Сунгиря умели выпрямлять бивни мамонта. Специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря завершили полную научную реставрацию копья в этом году.

К 120-летию Отто Бадера приурочена часть экспозиции, посвященная работе советских археологов. Бадер, к слову, мечтал о создании полноценного музея на месте Сунгирской стоянки. Даже название придумал — «Заря человечества». Но сегодня склон холма у ручья Сунгирь тонет в зарослях иван-чая. Нет ни намека на то, какое важное открытие было сделано здесь в середине прошлого века. И эту ситуацию тоже можно исправить. Следующая задача музейщиков — создание здесь, на окраине Владимира, ландшафтно-археологического парка.

Следующая задача — создание на окраине Владимира ландшафтно-археологического парка. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Следующая задача — создание на окраине Владимира ландшафтно-археологического парка.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

«Культурного слоя в Сунгире нет, он вывезен, — комментирует Олег Рыжков. — В каком-то смысле это упрощает нашу задачу. Нам нужно спроектировать городской парк с внедрением элементов археологического повествования. Помогает и то обстоятельство, что местный ландшафт со времен верхнего палеолита принципиально не изменился. Вид, открывающийся с места стоянки, великолепен: внизу пойма, справа леса, слева ополье. Подключив воображение, можно представить себя в той же среде».  

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников
03.11.2023
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+