18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Леонора Каррингтон и влияние окружающего пространства

Леонора Каррингтон. «Дом напротив». 1945. Фрагмент. Фото: Wikimedia Common
Леонора Каррингтон. «Дом напротив». 1945. Фрагмент.
Фото: Wikimedia Common
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Дом детства в Англии, временное обиталище во Франции, богемное жилище в Мексике — эти и другие места стали своего рода персонажами новой биографической книги. Ее автор Джоанна Мурхед, родственница Каррингтон, привносит в тексты немало личного

Гиены, лошади и летучие мыши причудливо сочетаются в художественных и литературных произведениях Леоноры Каррингтон (1917–2011), связанных с бунтом, свободой, страхом. Когда она нашла свой путь, ее растущая приверженность феминизму соединилась с исследованием эзотерических и прочих нетрадиционных учений.

В книге «Сюрреалистичные пространства: жизнь и искусство Леоноры Каррингтон» Джоанна Мурхед делает акцент на семейной связи со своей героиней (Каррингтон была дочерью ее двоюродной бабушки). Нормы поведения эдвардианской Англии не смогли сдержать стремления художницы создать собственный мир.

Леонора Каррингтон в детстве. Фото: Thames & Hudson
Леонора Каррингтон в детстве.
Фото: Thames & Hudson

В возрасте 20 лет тяга к живописи и сюрреализму привела ее к знакомству с Максом Эрнстом — с которым она скандально завязала отношения, несмотря на то что он был женат. Но вмешалась Вторая мировая война, и Каррингтон оказалась в заточении в испанской психиатрической клинике, откуда сбежала через Лиссабон в Нью-Йорк и Мексику.

Мурхед энергично пересказывает эту знакомую историю. Знакомую — потому что она уже использовала ее в своей книге «Сюрреалистичная жизнь Леоноры Каррингтон» (2017). И хотя биография художницы, безусловно, достойна пересказа, в «Сюрреалистичных пространствах» тем, кто читал предыдущую книгу, будет знаком авторский стиль повествования и слышны отголоски прежних фраз. Впрочем, новая книга предлагает много неизвестной прежде информации.

Joanna Moorhead. «Surreal Spaces: The Life and Art of Leonora Carrington». Thames & Hudson. 256 с.: 80 ил. £30. На английском языке
Joanna Moorhead. «Surreal Spaces: The Life and Art of Leonora Carrington». Thames & Hudson. 256 с.: 80 ил. £30. На английском языке

Мурхед проследила все этапы миграций своей родственницы. Например, приведен подробный рассказ о местах жизни и творчества Каррингтон, от «Постоялого двора „Лошадь на заре“» (название ее автопортрета 1937–1938 годов) до дома 194 по улице Чиуауа, в котором она проживала в Мехико (недавно открытого как дом-музей). В первых главах исследуется семейное прошлое, а между домами детства Каррингтон и ее произведениями установлена несомненная связь. В красках рассказано о чудом сохранившемся доме Les Alliberts во французской коммуне Сен-Мартен-д’Ардеш, который Каррингтон купила и делила с Эрнстом.

Но наиболее сильна Мурхед в повествовании о бунтарских эпизодах из биографии ее героини. Это, кажется, отражает структуру воспоминаний, которыми Каррингтон делилась с ней во время их встреч в последние годы жизни художницы.

Леонора Каррингтон. «Старые девы». Фото: Estate of Leonora Carrington
Леонора Каррингтон. «Старые девы».
Фото: Estate of Leonora Carrington

Каррингтон сопротивлялась теоретическому осмыслению своих работ, поэтому, хотя в книге и цитируется несколько искусствоведов и литературоведов, предпочтение отдается ответам, а не анализу. Это немного парадоксально, так как именно ученые за 40 лет помогли творчеству художницы обрести давно заслуженное место в истории.

Впрочем, такие мелкие придирки вряд ли помешают читательскому интересу к бойкому рассказу о Леоноре Каррингтон, с которой автор открыто себя отождествляет и по чьим стопам следовала — хоть и с осторожностью, но и с воображением. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+