18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Леонора Каррингтон и влияние окружающего пространства

Леонора Каррингтон. «Дом напротив». 1945. Фрагмент. Фото: Wikimedia Common
Леонора Каррингтон. «Дом напротив». 1945. Фрагмент.
Фото: Wikimedia Common
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Дом детства в Англии, временное обиталище во Франции, богемное жилище в Мексике — эти и другие места стали своего рода персонажами новой биографической книги. Ее автор Джоанна Мурхед, родственница Каррингтон, привносит в тексты немало личного

Гиены, лошади и летучие мыши причудливо сочетаются в художественных и литературных произведениях Леоноры Каррингтон (1917–2011), связанных с бунтом, свободой, страхом. Когда она нашла свой путь, ее растущая приверженность феминизму соединилась с исследованием эзотерических и прочих нетрадиционных учений.

В книге «Сюрреалистичные пространства: жизнь и искусство Леоноры Каррингтон» Джоанна Мурхед делает акцент на семейной связи со своей героиней (Каррингтон была дочерью ее двоюродной бабушки). Нормы поведения эдвардианской Англии не смогли сдержать стремления художницы создать собственный мир.

Леонора Каррингтон в детстве. Фото: Thames & Hudson
Леонора Каррингтон в детстве.
Фото: Thames & Hudson

В возрасте 20 лет тяга к живописи и сюрреализму привела ее к знакомству с Максом Эрнстом — с которым она скандально завязала отношения, несмотря на то что он был женат. Но вмешалась Вторая мировая война, и Каррингтон оказалась в заточении в испанской психиатрической клинике, откуда сбежала через Лиссабон в Нью-Йорк и Мексику.

Мурхед энергично пересказывает эту знакомую историю. Знакомую — потому что она уже использовала ее в своей книге «Сюрреалистичная жизнь Леоноры Каррингтон» (2017). И хотя биография художницы, безусловно, достойна пересказа, в «Сюрреалистичных пространствах» тем, кто читал предыдущую книгу, будет знаком авторский стиль повествования и слышны отголоски прежних фраз. Впрочем, новая книга предлагает много неизвестной прежде информации.

Joanna Moorhead. «Surreal Spaces: The Life and Art of Leonora Carrington». Thames & Hudson. 256 с.: 80 ил. £30. На английском языке
Joanna Moorhead. «Surreal Spaces: The Life and Art of Leonora Carrington». Thames & Hudson. 256 с.: 80 ил. £30. На английском языке

Мурхед проследила все этапы миграций своей родственницы. Например, приведен подробный рассказ о местах жизни и творчества Каррингтон, от «Постоялого двора „Лошадь на заре“» (название ее автопортрета 1937–1938 годов) до дома 194 по улице Чиуауа, в котором она проживала в Мехико (недавно открытого как дом-музей). В первых главах исследуется семейное прошлое, а между домами детства Каррингтон и ее произведениями установлена несомненная связь. В красках рассказано о чудом сохранившемся доме Les Alliberts во французской коммуне Сен-Мартен-д’Ардеш, который Каррингтон купила и делила с Эрнстом.

Но наиболее сильна Мурхед в повествовании о бунтарских эпизодах из биографии ее героини. Это, кажется, отражает структуру воспоминаний, которыми Каррингтон делилась с ней во время их встреч в последние годы жизни художницы.

Леонора Каррингтон. «Старые девы». Фото: Estate of Leonora Carrington
Леонора Каррингтон. «Старые девы».
Фото: Estate of Leonora Carrington

Каррингтон сопротивлялась теоретическому осмыслению своих работ, поэтому, хотя в книге и цитируется несколько искусствоведов и литературоведов, предпочтение отдается ответам, а не анализу. Это немного парадоксально, так как именно ученые за 40 лет помогли творчеству художницы обрести давно заслуженное место в истории.

Впрочем, такие мелкие придирки вряд ли помешают читательскому интересу к бойкому рассказу о Леоноре Каррингтон, с которой автор открыто себя отождествляет и по чьим стопам следовала — хоть и с осторожностью, но и с воображением. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+