18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Петербурге завершился второй фестиваль «Друзья Петербурга»

«Лахта Центр» в вечерней подсветке. Фото: ПАО «Газпром»
«Лахта Центр» в вечерней подсветке.
Фото: ПАО «Газпром»

Фестиваль творческих и образовательных проектов — часть масштабного многофункционального социального проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». Темой фестиваля этого года стало «отражение»

По замыслу авторов и организаторов, фестиваль «Друзья Петербурга», который состоялся 5–8 октября, помог его участникам определить личную роль и место в общем процессе сохранения и развития историко-культурного наследия Санкт-Петербурга, а также найти свое неповторимое отражение в городской среде.

СПРАВКА
«Друзья Петербурга»

Основной миссией проекта «Друзья Петербурга» является содействие в сохранении культурного наследия и исторической идентичности города в современном мире. В целом проект, проходящий при поддержке ПАО «Газпром», состоит из шести направлений: «Погружение», «Наставничество», «Лаборатория», «Волонтеры», «Креативное бюро», фестиваль «Друзья Петербурга». Пять из них функционируют круглогодично, а фестиваль уже второй год проходит в начале октября.

Еще…

Второй сезон фестиваля «Друзья Петербурга» по многим параметрам превзошел прошлогодний: мероприятия состоялись на 38 городских площадках, к музеям, театрам и концертным залам присоединились библиотеки и кинотеатры. В рамках программы здесь прошло около 250 мероприятий, на которые реализовано более 37 тыс. бесплатных билетов. Но основная составляющая форума осталась прежней: горожане смогли бесплатно посетить концерты, театрализованные представления, пройти по уникальным экскурсионным маршрутам и, главное, принять участие в творческих мастер-классах для людей самого разного возраста. Новым элементом фестиваля в этом году стала деловая дискуссионная программа с участием экспертов в сфере культуры, архитектуры и урбанистики.

Мастер-класс по реставрации золоченой деревянной резьбы в Русском музее. Фото: ПАО «Газпром»
Мастер-класс по реставрации золоченой деревянной резьбы в Русском музее.
Фото: ПАО «Газпром»

Выше, глубже, ярче

По мнению Елены Давыдовой, начальника управления департамента ПАО «Газпром», второй фестиваль получился более целостным и насыщенным. В первую очередь благодаря позитивному опыту прошлого года. Поэтому организаторы решили сохранить его мультиформатность, а кроме того, расширить сотрудничество со всеми партнерами и добавить новые площадки и варианты взаимодействия.

«И все это мы объединили общей темой „Отражение“, — рассказала нашему изданию Елена Давыдова. — Отражение и как философское понятие, и как абсолютно буквальное. Петербург — город-отражение: воды, неба, архитектуры, каналов и залива, а еще отражение истории и культуры России. Мы делаем фестиваль для тех, кто неравнодушен к городу, кто хочет принять деятельное участие в его развитии. Поэтому „Отражение“ — это и идея личной рефлексии, личного понимания, личного участия, личной вовлеченности. Это то, что мы выстраиваем как глобальную идею фестиваля и в целом нашего движения вперед, в развитие проекта».

От объектива к объективности

Неофициальным началом «Друзей Петербурга» стало открытие в конце сентября выставочного проекта «Лахта» московского фотографа Михаила Розанова в залах РОСФОТО на Большой Морской, 35. Серия черно-белых снимков, сделанных специально к фестивалю, представляет новый для петербуржцев символ города — «Лахта Центр». Вырастающий на берегу Финского залива небоскреб, в котором располагается общественно-деловой комплекс, включающий и офисные помещения ПАО «Газпром», стал своеобразным отражением новой эпохи в истории города на Неве.

Михаил Розанов. Из проекта «Лахта Центр». Фото: ПАО «Газпром»
Михаил Розанов. Из проекта «Лахта Центр».
Фото: ПАО «Газпром»

Черно-белая геометрия фотографий Михаила Розанова дает зрителям возможность оценить неожиданное для почти плоского Петербурга сооружение, устремленное вверх. Ни в одном кадре нет людей — только небо, вода и здания. Это, по мысли автора, позволяет не отвлекать внимание зрителей от динамики геометрических форм, от игры света и тени. «Мне „Лахта“ нравится сама по себе, — рассказал Михаил Розанов. — Я к ней отношусь как к отдельному арт-объекту, очень классному. Небоскребы приходилось снимать много — в Москве, Токио, Лондоне, Берлине, но в 2017 году меня захватила магия „Лахта Центра“, когда там еще шло строительство. И с тех пор я не раз поднимался на самую его вершину, чтобы запечатлеть эти невероятные масштабы».

Официальным открытием фестиваля стал премьерный показ в парадном зале Академии художеств фильма «Императрицы», новой работы компании «Газпром-Медиа Холдинг», созданной по заказу и при поддержке ПАО «Газпром». Перед началом показа состоялась церемония награждения самых активных участников проекта «Друзья Петербурга».

«Императрицы» — вторая художественно-документальная лента, снятая в рамках проекта «Русь». Первым в прошлом году вышел на экраны «Петр I. Последний царь, первый император». В фильме «Императрицы» представлена история России через правление Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. «У нас в картине много реконструкций исторических событий и комментариев специалистов, но мы к ней относились как к художественному фильму, — рассказал Андрей Кравчук, режиссер «Императриц». — Уверены, что наша работа позволит зрителю узнать много нового и эмоционально пережить все исторические события вместе с героями».

По мнению Александра Жарова, генерального директора АО «Газпром-Медиа Холдинг», насыщенность фильма комментариями и фактами, которые сообщают эксперты из разных областей знаний, приковывает внимание зрителей. «Мы выстраивали сценарий так, чтобы зрители во время просмотра получали и приятное развлечение, и новые знания, — рассказал Александр Жаров. — И мы хотим продолжить эту серию. На данном этапе запланировано пять фильмов. Сейчас заканчиваем съемки „Екатерины Великой“, после этого думаем сделать фильмы об Александре I и Александре III».

Аудиовизуальное представление «Я — тень от чьей-то тени» на стенах Михайловского замка. Фото: ПАО «Газпром»
Аудиовизуальное представление «Я — тень от чьей-то тени» на стенах Михайловского замка.
Фото: ПАО «Газпром»

Одним из самых значимых событий открытия фестиваля стало аудиовизуальное представление «Я — тень от чьей-то тени». На три дня стены Михайловского замка и прилегающие к нему скверы и аллеи превратились в декорацию к светозвуковой инсталляции. Специальная подсветка деревьев, газонов и стен замка по вечерам как бы высвечивала для публики скрытые тайны его обитателей. Проект стал результатом многомесячной работы одной из творческих лабораторий «Друзей Петербурга».

Все жанры в гости к нам

Специально для второго фестиваля «Друзья Петербурга» были подготовлены концертные программы, проходившие в пространствах, непривычных для такого рода представлений. Одна из них — «Единство материала» — подготовлена хореографом и балетмейстером Владимиром Варнавой специально для постановки в атриуме Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица. По замыслу автора, художественно-танцевальная композиция представила синтез танца и разных видов искусства: скульптуры, художественной обработки металла, стекла и керамики, что соответствует направлениям деятельности трех кафедр вуза. Музыку к постановке написал Денис Антонов, композитор и звукорежиссер Инженерного театра АХЕ.

«Единство материала». Хореографическая постановка Varnava Dance Company в Художественно-промышленной академии имени Штиглица. Фото: ПАО «Газпром»
«Единство материала». Хореографическая постановка Varnava Dance Company в Художественно-промышленной академии имени Штиглица.
Фото: ПАО «Газпром»

«Фестиваль „Друзья Петербурга“ дал возможность мне и танцовщикам Varnava Dance Company представить широкой зрительской аудитории наше хореографическое исследование темы „Отражения“ в уникальном архитектурном пространстве Санкт-Петербурга — Академии Штиглица, — рассказал Владимир Варнава. — В нашей постановке, которую готовили в коллаборации с мастерскими академии, мы постарались найти пластическое выражение трех основных художественных материалов (скульптура, металл и стекло), процесса творчества художника и его единства с этими художественными материалами».

Еще одно необычное музыкальное событие — звуковую инсталляцию «Следы присутствия. Аудиоландшафты для Китайского дворца в Ораниенбауме» — представил на фестивале композитор и художник Алексей Ретинский. Китайский дворец — единственный в России памятник архитектуры в стиле рококо. При поддержке ПАО «Газпром» сейчас здесь проходит серьезнейшая реставрация, завершение работ запланировано на 2024 год.

Алексей Ретинский довольно часто участвует в мероприятиях просветительской направленности: и в качестве эксперта, и в качестве наставника, и как приглашенный автор. Такие мероприятия, как фестиваль «Друзья Петербурга», композитор и художник считает прекрасной инициативой, которая способствует развитию отечественной культуры. «Мне было важно показать, как проявляют себя материалы, которые использовались в оформлении Китайского дворца, — рассказал Алексей Ретинский о своей новой работе. — Это дерево, мрамор, стекло. Их история от рождения. Например, шелк рождается из кокона шелкопряда, затем из него делают нити, из которых рождается материал. Все эти процессы имеют звуковой эквивалент. Предметный мир, даже самый изысканный, такой как Китайский дворец, — это отражение чего-то большего».

ДНК Петербурга в отблесках света

Одной из основных фестивальных площадок по уже сложившейся традиции стала Петропавловская крепость (Государственный музей истории Санкт-Петербурга). Здесь проходили выставки и мастер-классы, наиболее ярко воплотившие тему фестиваля этого года — «Отражение».

В экспозиционном пространстве Нарышкина бастиона состоялось световое представление «Фальконье — 300 отблесков света», посвященное восстановлению технологии изготовления и методики применения удивительного архитектурного элемента — стеклянного кирпича Фальконье.

Световое представление «Фальконье — 300 отблесков света» в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости. Фото: ПАО «Газпром»
Световое представление «Фальконье — 300 отблесков света» в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости.
Фото: ПАО «Газпром»

Изобретенные швейцарским архитектором Гюставом Фальконье в конце XIX века цветные стеклянные блоки-кирпичи широко использовались в декоративном оформлении петербургских домов, построенных в стиле модерн. Команда экспериментального производства NWGlass.lab восстановила технологию изготовления стеклянного кирпича Фальконье, вдохновленная идеей сохранения архитектуры начала ХХ столетия. Выставка в Нарышкином бастионе предложила посетителям вглядеться в своеобразное зеркало времени: в подсвеченных композициях из цветных стеклянных кирпичей и зеркальном покрытии пола видятся отражения готических соборов, сверкание Невы в лучах весеннего солнца, сполохи северного сияния и закаты над Балтийским морем.

Отблески воды и отражение звезд увидели и посетители аудиовизуальной работы «Поток» от студии dreamlaser в Потерне Петропавловки. Потерна — тайный ход внутри крепостной стены Государева бастиона длиной 97,5 м. Команда авторов предложила гостям фестиваля медитативную инсталляцию в формате генеративной графики. На протяжении всего почти 100-метрового коридора на уровне ног были установлены ритмично пульсирующие экраны. Вспышки и отблески света на них создавали у посетителей впечатление то путешествия по ночному небу, то морской прогулки под звездами. Визуальный ряд дополнялся звукошумовой композицией.

Аудиовизуальная работа «Поток» студии dreamlaser в Потерне Петропавловской крепости. Фото: ПАО «Газпром»
Аудиовизуальная работа «Поток» студии dreamlaser в Потерне Петропавловской крепости.
Фото: ПАО «Газпром»

Нам кажется, мы считали энергетику Потерны, — уверен Андрей Тубольцев, генеральный директор студии. — Хотели сделать так, чтобы человек почувствовал и осознал, что вокруг вода, что весь наш город стоит на воде, и она главная стихия, управляющая жизнью Петербурга».

Своеобразной арт-интервенцией стала выставка «Разговоры о хрупком» в постоянной экспозиции Музея архитектурной художественной керамики (бывшие казематы Государева бастиона Петропавловки). Среди изразцовых печей, деталей фасадов и фрагментов интерьеров петербургских зданий XVIII–XX веков на три дня развернулась камерная выставка местных художников, работающих с керамикой и фарфором. Современные произведения Анны Вердиян, Марии Торопыгиной, Майи Харитоновой и Марии Шильниковой в какой-то мере тоже можно было назвать отражением художественного опыта мастеров исторического Петербурга.

Расти вместе с городом

Выставка «Разговоры о хрупком» в постоянной экспозиции Музея архитектурной художественной керамики в Петропавловской крепости. Фото: ПАО «Газпром»
Выставка «Разговоры о хрупком» в постоянной экспозиции Музея архитектурной художественной керамики в Петропавловской крепости.
Фото: ПАО «Газпром»

В этом году «Друзья Петербурга» предложили большую познавательную программу юным петербуржцам. Более 100 мероприятий для детей и родителей — экскурсии, мастер-классы, лекции с участием художников, реставраторов, музейных педагогов — прошли на множестве городских площадок. Мастер-класс в Музее музыкального и театрального искусства учил детей создавать собственные спектакли. Музей истории Санкт-Петербурга и детское пространство «Остров» пригласили слабослышащих детей на мастер-класс росписи по стеклу (во время занятий объяснения педагогов специалисты переводили на русский жестовый язык). Аудиовизуальное представление «Исток» прошло в пространстве бывшей домовой церкви Петра и Павла при Императорском коммерческом училище, где сейчас находятся лаборатории и учебные аудитории Университета ИТМО — Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики. Авторы представления — Ксения Горланова, медиахудожник, выпускница центра Art & Science Университета ИТМО, и Арина Гусева, магистр программы «Музыкально-компьютерные технологии» Института музыки, театра и хореографии РГПУ имени А.И.Герцена.

Десятки музеев и художественных пространств в Петербурге подготовили к фестивалю специальные экскурсионные и образовательные программы. В Государственном музее городской скульптуры прошла тематическая экскурсия «Городское мифотворчество». Ее участники узнали о главных мифах и легендах города и осмотрели знаменитые памятники архитектуры в миниатюре. Александринский театр предложил экскурсию по служебным и техническим пространствам, куда раньше не ступала нога посторонних. Все желающие смогли посетить воссозданный по инициативе и при поддержке ПАО «Газпром» в натуральную величину линейный корабль «Полтава», который был построен в начале XVIII века при личном участии Петра I.

Завершился фестиваль в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга концертом оркестра musicAeterna под руководством дирижера Теодора Курентзиса. В его исполнении прозвучали Серенада для струнного оркестра Петра Чайковского и Камерная симфония Дмитрия Шостаковича — одни из самых известных во всем мире произведений русской классики XIX–XX веков.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+