18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

По Шелковому пути в Узбекистане движется караван совриска

Проект здания Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте авторства архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates. Фото: Пресс-служба Президента Узбекистана
Проект здания Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте авторства архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates.
Фото: Пресс-служба Президента Узбекистана
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Узбекистан становится все заметнее на мировой арт-сцене. В ближайшие годы в Ташкенте откроются самое большое в Центральной Азии выставочное пространство и обновленный Центр современного искусства, а в Бухаре будет запущена художественная биеннале

В культурном отношении Республика Узбекистан знаменита прежде всего изысканно декорированными мечетями и другой исламской архитектурой, украшающей города, стоящие на Шелковом пути из Китая на Ближний Восток: Бухару, Самарканд и Ташкент. Но сейчас страна готовится открыть сразу несколько музеев современного искусства и провести ряд крупных культурных мероприятий, запланированных на ближайшие два года.

В числе готовящихся открытий — новое здание для Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте, строящееся по проекту японского архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates. Музей, коллекция которого насчитывает более 100 тыс. экспонатов, станет крупнейшим в Центральной Азии выставочным пространством общей площадью более 40 тыс. кв. м. Дата открытия еще не объявлена.

Среди других важных проектов — реставрация Центра современного искусства (ЦСИ), также расположенного в Ташкенте. Он занимает здания бывшей дизельной электростанции 1912 года постройки и трамвайного депо, которые сейчас реконструируются под руководством французской архитектурной фирмы Studio KO. Ожидается, что ЦСИ откроется в 2024 году.

Проект здания Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте авторства архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates. Фото: Пресс-служба Президента Узбекистана
Проект здания Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте авторства архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates.
Фото: Пресс-служба Президента Узбекистана

Что послужило толчком к активным инвестициям в современное искусство? Богатая природными ресурсами, эта средне­азиатская страна, не имеющая выхода к морю, в 2015 году присоединилась к инициативе «Один пояс — один путь» — многонациональной инфраструктурной программе Китая. Через Узбекистан проходят два ее ключевых маршрута, а также все четыре коридора газопровода Туркменистан — Китай. Кроме того, Узбекистан все больше открывается для частных зарубежных инвесторов и рыночной конкуренции, приобретая растущее значение для европейских партнеров.

С момента вступления на пост президента Узбекистана в 2016 году Шавката Мирзиё­ева реализован ряд реформ, в том числе направленных на защиту природных ресурсов и культурно-исторического наследия. В 2017 году Мирзиёев учредил первый в рес­публике государственный Фонд развития культуры и искусства, который сейчас возглавляет куратор Гаянэ Умерова. Фонд отвечает за участие Узбекистана в Венецианской биеннале (впервые павильон страны открылся на Архитектурной биеннале в 2021 году), а также за организацию международных выставок совместно с зарубежными партнерами. В этом году выставки, на которых были представлены узбекские артефакты и археологические сокровища, прошли в Лувре и Институте арабского мира в Париже, а также в берлинской Галерее Джеймса Симона. В следующем году в Галерее Уффици во Флоренции и в Университете Ка’Фоскари в Венеции планируется провести двухчастную выставку, посвященную авангарду из коллекций Узбекистана. Страна, большинство населения которой составляют мусульмане-сунниты, укрепляет свои культурные связи и с Ближним Востоком: в январе Узбекистан принял участие в первой Биеннале исламского искусства, а в ноябре будет впервые представлен на Архитектурной триеннале в Шардже.

Впервые павильон Узбекистана открылся на Архитектурной биеннале в 2021 году. Фото: La Biennale di Venezia
Впервые павильон Узбекистана открылся на Архитектурной биеннале в 2021 году.
Фото: La Biennale di Venezia

Гаянэ Умерова отказалась обсуждать операционный бюджет Фонда развития культуры и искусства и стоимость отдельных музейных проектов, но подчеркнула, что у ее организации есть долгосрочное стратегическое видение в отношении местных культурных институций. «Наша задача — способствовать обновлению музеев, обеспечивая их соответствие международным стандартам, — говорит она. — Мы хотим предложить посетителям опыт мирового уровня, достойный богатства и разнообразия культурного наследия Узбекистана. Мы работаем над созданием среды, где прошлое получает заслуженное уважение, настоящее обогащается, а будущее открывает перспективы для активной культурной жизни и развития».

Перед директором ЦСИ Ниссо Яхшимурадовой стоит задача привлечь местных жителей в музей, а также способствовать формированию культуры меценатства. «Сцена современного искусства переживает период постепенного роста, — объясняет она. — Но мы стремимся дать узбекским художникам возможность интегрироваться в мировое современное искусство». В ожидании открытия ЦСИ запускает в ноябре программу резиденций в исторических уголках Старого города Ташкента — махаллях Намуна и Хаст-Имом, тоже реконструированных Studio KO. Участники программы получат в свое распоряжение студии, а также доступ к местным ремесленным мастерским и традиционным знаниям.

У Фонда развития культуры и искусства большие планы и в отношении регионов. В 2025 году Узбекистан запустит художественную биеннале в Бухаре — прекрасно сохранившемся средневековом центре исламской культуры и теологии. «Этот проект сыграет важную роль в развитии региона, — говорит Умерова. — Его миссия не ограничивается географической территорией; в нем примут участие местные ремесленники, художники, а также их зарубежные коллеги, что будет способствовать обмену опытом и знаниями».

Проект здания Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте авторства архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates. Фото: Пресс-служба Президента Узбекистана
Проект здания Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте авторства архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates.
Фото: Пресс-служба Президента Узбекистана

Узбекистан также собирается использовать культуру и искусство в качестве инструмента для работы над ошибками прошлого, в частности последствиями нерационального использования природных ресурсов. Выступая в марте на Конференции ООН по водным ресурсам, Гаянэ Умерова рассказала о планах запустить культурную программу в бассейне Аральского моря, призванную решить проблему озера, которое когда-то было четвертым по величине в мире, а теперь превратилось в пустыню. «Наша главная цель — не просто возродить регион Аральского моря, но сформировать вокруг него новый нарратив, противостоящий нынешним представлениям о его посткатастрофическом состоянии», — говорит Умерова. Ключевую роль в этом проекте должен сыграть Аральский культурный саммит, который состоится весной следующего года. На нем художникам и архитекторам предложат переосмыслить пустыню и ее экологию, чтобы улучшить условия в регионе.

«В народной архитектуре материалом для устойчивого строительства служат утрамбованная земля и тростник. Основанный на биодизайне подход позволяет использовать в качестве новых материалов водоросли и соль, которые, в отличие от бетона, практически не требуют использования воды», — рассказывает Умерова. Вскоре Шелковый путь усеют образцы современной архитектуры, возведенные для экспонирования лучшего современного искусства региона. Если Узбекистан продолжит активно поддерживать своих художников, он будет важной точкой на этом историческом маршруте для ценителей культуры. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+