18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

По Шелковому пути в Узбекистане движется караван совриска

Проект здания Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте авторства архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates. Фото: Пресс-служба Президента Узбекистана
Проект здания Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте авторства архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates.
Фото: Пресс-служба Президента Узбекистана
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Узбекистан становится все заметнее на мировой арт-сцене. В ближайшие годы в Ташкенте откроются самое большое в Центральной Азии выставочное пространство и обновленный Центр современного искусства, а в Бухаре будет запущена художественная биеннале

В культурном отношении Республика Узбекистан знаменита прежде всего изысканно декорированными мечетями и другой исламской архитектурой, украшающей города, стоящие на Шелковом пути из Китая на Ближний Восток: Бухару, Самарканд и Ташкент. Но сейчас страна готовится открыть сразу несколько музеев современного искусства и провести ряд крупных культурных мероприятий, запланированных на ближайшие два года.

В числе готовящихся открытий — новое здание для Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте, строящееся по проекту японского архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates. Музей, коллекция которого насчитывает более 100 тыс. экспонатов, станет крупнейшим в Центральной Азии выставочным пространством общей площадью более 40 тыс. кв. м. Дата открытия еще не объявлена.

Среди других важных проектов — реставрация Центра современного искусства (ЦСИ), также расположенного в Ташкенте. Он занимает здания бывшей дизельной электростанции 1912 года постройки и трамвайного депо, которые сейчас реконструируются под руководством французской архитектурной фирмы Studio KO. Ожидается, что ЦСИ откроется в 2024 году.

Проект здания Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте авторства архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates. Фото: Пресс-служба Президента Узбекистана
Проект здания Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте авторства архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates.
Фото: Пресс-служба Президента Узбекистана

Что послужило толчком к активным инвестициям в современное искусство? Богатая природными ресурсами, эта средне­азиатская страна, не имеющая выхода к морю, в 2015 году присоединилась к инициативе «Один пояс — один путь» — многонациональной инфраструктурной программе Китая. Через Узбекистан проходят два ее ключевых маршрута, а также все четыре коридора газопровода Туркменистан — Китай. Кроме того, Узбекистан все больше открывается для частных зарубежных инвесторов и рыночной конкуренции, приобретая растущее значение для европейских партнеров.

С момента вступления на пост президента Узбекистана в 2016 году Шавката Мирзиё­ева реализован ряд реформ, в том числе направленных на защиту природных ресурсов и культурно-исторического наследия. В 2017 году Мирзиёев учредил первый в рес­публике государственный Фонд развития культуры и искусства, который сейчас возглавляет куратор Гаянэ Умерова. Фонд отвечает за участие Узбекистана в Венецианской биеннале (впервые павильон страны открылся на Архитектурной биеннале в 2021 году), а также за организацию международных выставок совместно с зарубежными партнерами. В этом году выставки, на которых были представлены узбекские артефакты и археологические сокровища, прошли в Лувре и Институте арабского мира в Париже, а также в берлинской Галерее Джеймса Симона. В следующем году в Галерее Уффици во Флоренции и в Университете Ка’Фоскари в Венеции планируется провести двухчастную выставку, посвященную авангарду из коллекций Узбекистана. Страна, большинство населения которой составляют мусульмане-сунниты, укрепляет свои культурные связи и с Ближним Востоком: в январе Узбекистан принял участие в первой Биеннале исламского искусства, а в ноябре будет впервые представлен на Архитектурной триеннале в Шардже.

Впервые павильон Узбекистана открылся на Архитектурной биеннале в 2021 году. Фото: La Biennale di Venezia
Впервые павильон Узбекистана открылся на Архитектурной биеннале в 2021 году.
Фото: La Biennale di Venezia

Гаянэ Умерова отказалась обсуждать операционный бюджет Фонда развития культуры и искусства и стоимость отдельных музейных проектов, но подчеркнула, что у ее организации есть долгосрочное стратегическое видение в отношении местных культурных институций. «Наша задача — способствовать обновлению музеев, обеспечивая их соответствие международным стандартам, — говорит она. — Мы хотим предложить посетителям опыт мирового уровня, достойный богатства и разнообразия культурного наследия Узбекистана. Мы работаем над созданием среды, где прошлое получает заслуженное уважение, настоящее обогащается, а будущее открывает перспективы для активной культурной жизни и развития».

Перед директором ЦСИ Ниссо Яхшимурадовой стоит задача привлечь местных жителей в музей, а также способствовать формированию культуры меценатства. «Сцена современного искусства переживает период постепенного роста, — объясняет она. — Но мы стремимся дать узбекским художникам возможность интегрироваться в мировое современное искусство». В ожидании открытия ЦСИ запускает в ноябре программу резиденций в исторических уголках Старого города Ташкента — махаллях Намуна и Хаст-Имом, тоже реконструированных Studio KO. Участники программы получат в свое распоряжение студии, а также доступ к местным ремесленным мастерским и традиционным знаниям.

У Фонда развития культуры и искусства большие планы и в отношении регионов. В 2025 году Узбекистан запустит художественную биеннале в Бухаре — прекрасно сохранившемся средневековом центре исламской культуры и теологии. «Этот проект сыграет важную роль в развитии региона, — говорит Умерова. — Его миссия не ограничивается географической территорией; в нем примут участие местные ремесленники, художники, а также их зарубежные коллеги, что будет способствовать обмену опытом и знаниями».

Проект здания Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте авторства архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates. Фото: Пресс-служба Президента Узбекистана
Проект здания Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте авторства архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates.
Фото: Пресс-служба Президента Узбекистана

Узбекистан также собирается использовать культуру и искусство в качестве инструмента для работы над ошибками прошлого, в частности последствиями нерационального использования природных ресурсов. Выступая в марте на Конференции ООН по водным ресурсам, Гаянэ Умерова рассказала о планах запустить культурную программу в бассейне Аральского моря, призванную решить проблему озера, которое когда-то было четвертым по величине в мире, а теперь превратилось в пустыню. «Наша главная цель — не просто возродить регион Аральского моря, но сформировать вокруг него новый нарратив, противостоящий нынешним представлениям о его посткатастрофическом состоянии», — говорит Умерова. Ключевую роль в этом проекте должен сыграть Аральский культурный саммит, который состоится весной следующего года. На нем художникам и архитекторам предложат переосмыслить пустыню и ее экологию, чтобы улучшить условия в регионе.

«В народной архитектуре материалом для устойчивого строительства служат утрамбованная земля и тростник. Основанный на биодизайне подход позволяет использовать в качестве новых материалов водоросли и соль, которые, в отличие от бетона, практически не требуют использования воды», — рассказывает Умерова. Вскоре Шелковый путь усеют образцы современной архитектуры, возведенные для экспонирования лучшего современного искусства региона. Если Узбекистан продолжит активно поддерживать своих художников, он будет важной точкой на этом историческом маршруте для ценителей культуры. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+