18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Датский модерн», уместившийся между двух стульев

Так называемое Кресло вождя, которое спроектировал Финн Юль, стало одним из главных символов «датского модерна». Фото: Sotheby’s
Так называемое Кресло вождя, которое спроектировал Финн Юль, стало одним из главных символов «датского модерна».
Фото: Sotheby’s
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Книга Мэгги Тафт повествует о том, как мебельный дизайн из Дании завоевал США в эпоху холодной войны — и как упустил завоеванное. Судьба эксперимента, доросшего до массовых межконтинентальных тиражей, была увлекательной и одновременно драматичной

Краткая, но увлекательная книга о том, как датский дизайн помог сформировать культуру и вкус американского дизайна 1950-х годов, развивает сюжетную линию, отталкиваясь от двух стульев, разработанных в 1949 году. Речь о «Кресле вождя» (Chieftain Chair) Финна Юля и кресле The Chair (первоначально именовавшемся Round Chair) Ханса Вегнера.

Maggie Taft. «The Chieftain and the Chair: The Rise of Danish Design in Postwar America». University of Chicago Press. 184 с.: 16 цв. и 36 ч/б ил. $22,50, £18. На английском языке
Maggie Taft. «The Chieftain and the Chair: The Rise of Danish Design in Postwar America». University of Chicago Press. 184 с.: 16 цв. и 36 ч/б ил. $22,50, £18. На английском языке

Мэгги Тафт, автор книги «Вождь и стул: подъем датского дизайна в послевоенной Америке», окрестила эти два объекта «эмиссарами» создания стратегического экспортного рынка в США для широкого спектра датской мебели и предметов домашнего обихода. Стратегия оказалась настолько успешной, что постепенно не только датское производство стало приспосабливаться под за­океанских потребителей, но и в США термин «датский модерн» начали применять к собственному мебельному дизайну.

Современный историк экономики Пер Хансен полагает, что концепция датского дизайна была изобретена с сугубо маркетинговым нарративом, подкрепленным идеей о том, что этот дизайн «демократичен, социален и честен, создан на основе уникального чувства умеренности и уважения к окружающей среде и человеческим потребностям». Исследование Хансена «Датская современная мебель, 1930–2016: рост, упадок и возрождение категории культурного рынка» (2006) стало для многих откровением и внесло весомый вклад в историю дизайна. Возможно, Тафт могла бы выразить Хансену чуть больше признательности (в ее книге содержится несколько сносок, отсылающих к его трудам), однако она все же глубже вникает в вопрос о той ключевой роли, которую американский рынок сыграл в развитии идеи датского дизайна и его копировании.

Финн Юль. Кресло вождя. Деталь дизайна. Фото: Sotheby’s
Финн Юль. Кресло вождя. Деталь дизайна.
Фото: Sotheby’s

Мэгги Тафт начинает книгу с рассказа о происхождении тех самых двух стульев — своих «главных героев», помещая их в копенгагенский контекст, где в верхнем сегменте рынка царил девиз «мастерство превыше всего». Эту концепцию отстаивали члены гильдии краснодеревщиков и некоторые архитекторы (но не датская мебельная промышленность в целом). Вместе с ориентированным на экспорт правительством, универмагом Den Permanente и рядом торговых организаций они возглавили бросок через Атлантику.

Тафт ловко выстроила повествование. Во второй главе, «Сделано в Дании», объясняется, как стулья Юля и Вегнера были модифицированы для экспорта, а затем (в случае со стулом Юля и другим дизайном) — для производства в США. Ведь в период с 1949 по 1960 год на большинстве датских фабрик работало менее десяти сотрудников — слишком мало, чтобы удовлетворить потребности американского рынка, на который одно время приходилось не меньше половины всей производимой в Дании мебели.

В третьей главе, «Дома с датским дизайном», рассматриваются продавцы, потребители и законодатели вкуса, которые продвигали датский дизайн, в том числе на выставках. Например, Эдгар Кауфманн-младший из Музея современного искусства в Нью-Йорке был влиятельным сторонником Юля и видел значимые параллели между датской и американской культурой («обе тяготеют к органичному дизайну, который сочетает форму, структуру и полезность в яркое целое»). А для Элизабет Гордон, редактора журнала House Beautiful, обе эти культуры олицетворяли собой еще и демократию. По инициативе Гордон датский мебельный проект в эпоху Маккарти был вовлечен в борьбу против коммунизма в сфере американского дома.

Последняя глава книги, «Датский современный заказ по почте», посвящена плагиату. В частности, стул Вегнера описан как «наиболее воруемый дизайн в мире». Правда, Тафт утверждает, что распространение копий помогло развить концепцию «датского модерна» и сыграло важную роль в его популяризации. Однако по иронии судьбы к 1968 году, когда Федеральная торговая комиссия США запретила «вводящее в заблуждение» использование слова «датский» для обозначения мебели, произведенной за пределами Дании (за исключением «датского стиля» или «датской манеры»), копии уже успели уничтожить экспортный рынок для такой мебели. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+