18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Манчестерская радикальная громадина для воплощения гибридных идей

Factory International - самый крупный проект в сфере культуры с государственным участием с момента открытия музея Тейт Модерн в 2000 году. Фото: Pawel Paniczko
Factory International - самый крупный проект в сфере культуры с государственным участием с момента открытия музея Тейт Модерн в 2000 году.
Фото: Pawel Paniczko
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В октябре ожидается официальное открытие Factory International — нового многофункционального арт-пространства. Ввод в эксплуатацию этого долгостроя должен предоставить дополнительные возможности для событий Манчестерского международного фестиваля

Возведение Factory Inter­national шло не совсем по плану — с опозданием на четыре года и превышением бюджета на £100 млн. Тем не менее огромное здание, предназначенное для проведения Манчестерского международного фестиваля (MIF), который посвящен всем искусствам сразу и проходит раз в два года, смогло этим летом принять в пилотном режиме несколько фестивальных проектов, в частности иммерсивную инсталляцию Яёи Кусамы «Ты, я и воздушные шары». Финальное завершение строительных работ и торжественное открытие нового арт-центра намечены на октябрь.

Factory International, на создание которого потрачено £211 млн, самый крупный в Великобритании проект в сфере культуры с государственным участием с момента открытия музея Тейт Модерн в 2000 году. Он станет еще одним воплощением модернистской мечты о многофункциональной культурной площадке, этаком гибриде концертного зала, консерватории, экспоцентра, театра и арт-пространства. Возможно, архитекторам бюро OMA, основанного Ремом Колхасом, все же удалось справиться с поставленной задачей.

Между тем она была непроста: Factory International должен быть способным адаптироваться практически к любым художественным задачам. «Но мы нисколько не боялись браться за эту работу, даже напротив — мечтали, — говорит дизайнер проекта Эллен ван Лун из OMA. — Техзадание было очень коротким, оно умещалось на одном листе формата А4, но заказчики просили именно то, что мы сами всегда мечтали создать».

Впечатляет масштаб здания: оно похоже на ангар или завод по сборке машин. Фото: David Levene
Впечатляет масштаб здания: оно похоже на ангар или завод по сборке машин.
Фото: David Levene

По словам Джона Макграта, арт-директора Factory International, здание предоставляет художникам огромные возможности для выбора. «Например, в главном помещении установлена полномасштабная театральная сетка (ткань для создания декораций и членения пространства. — TANR) размером 64 на 34 м, — говорит он, — так что авторы могут размещать работы и планировать зрительные залы в любой точке пространства».

Однако не получится ли в итоге здание, которое будет обо всем, но ни о чем? «Площадки для культурных институций довольно дороги, — объясняет ван Лун. — Это не единственный случай, когда был превышен бюджет, и, если уж тратится так много государственных средств, надо проектировать по максимуму».

«Художники в целом работают с широким спектром инструментов и средств, — отмечает Макграт. — В нашем пространстве авторам не придется заранее решать, на какой практике сосредоточиться. Мы предложим начать с концепции и идеи, а затем изучить, какая форма лучше всего подойдет для воплощения».

Factory International расположен на берегу реки Ирвелл рядом со старой железнодорожной веткой, несколькими викторианскими складами и стремительно растущими жилыми кварталами в престижном городском районе Сент-Джонс. По словам ван Лун, она «хотела сохранить ощущение индустриального триумфа от этого района Манчестера — а это не только кирпичные склады, но и более современные здания, промышленные склады и большие бараки, возникшие, по-видимому, здесь стихийно, без какой-либо архитектурной мысли».

Архитектурное решение здания призвано сохранять память об индустриальном прошлом района. Фото: Pawel Paniczko
Архитектурное решение здания призвано сохранять память об индустриальном прошлом района.
Фото: Pawel Paniczko

Стремление к внешней красоте никогда не было в приоритетах OMA, хотя структура Factory International, напоминающая глыбу, кажется радикальной в своей эстетике — даже для этого бюро. Конечно, впечатляет масштаб здания: оно похоже на ангар или завод по сборке машин. Есть зрительный зал на 1,6 тыс. мест, получивший название «Холл», но основное пространство, «Склад», представляет собой гигантское помещение с бетонными стенами и подвижными перегородками, позволяющими при необходимости создать несколько зон.

Интерьер включает часть железнодорожного моста начала XIX века. Но очарование историей этих мест идет гораздо дальше, вплоть до недавнего прошлого. «Мы очень хорошо изучили историю города. Так, здесь был легендарный диско-клуб Haçienda — а это музыка, на которой я вырос, например той же группы Joy Division», — говорит Макграт. Правда, здание клуба впоследствии было снесено, а на его месте появился многоквартирный жилой комплекс. Отдавая дань уважения культурному наследию Манчестера, в проект пригласили Бена Келли, разработавшего облик диско-клуба Haçienda в 1982 году. А Питер Сэвилл, один из основателей лейбла Factory Records и дизайнер, придававший обложкам пластинок индивидуальность, участвовал в создании графического образа нового здания.

«Нам не хотелось, чтобы это был еще один Турбинный зал — пустое помещение с большой инсталляцией в центре, — говорит ван Лун, бросая камень в огород Тейт Модерн. — Вместо этого мы намеревались создать пространство, где можно было бы наблюдать за рождением произведения искусства, где вещи возникают прямо перед вами и вокруг вас. Искусство стало настолько ценным, что его прячут в запасниках или за стеклом, хранят чуть ли не в лабораторных условиях. Мы же хотели сделать место, где к работам можно протянуть руку и потрогать их, — настоящую фабрику искусства». 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+