18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Манчестерская радикальная громадина для воплощения гибридных идей

Factory International - самый крупный проект в сфере культуры с государственным участием с момента открытия музея Тейт Модерн в 2000 году. Фото: Pawel Paniczko
Factory International - самый крупный проект в сфере культуры с государственным участием с момента открытия музея Тейт Модерн в 2000 году.
Фото: Pawel Paniczko
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В октябре ожидается официальное открытие Factory International — нового многофункционального арт-пространства. Ввод в эксплуатацию этого долгостроя должен предоставить дополнительные возможности для событий Манчестерского международного фестиваля

Возведение Factory Inter­national шло не совсем по плану — с опозданием на четыре года и превышением бюджета на £100 млн. Тем не менее огромное здание, предназначенное для проведения Манчестерского международного фестиваля (MIF), который посвящен всем искусствам сразу и проходит раз в два года, смогло этим летом принять в пилотном режиме несколько фестивальных проектов, в частности иммерсивную инсталляцию Яёи Кусамы «Ты, я и воздушные шары». Финальное завершение строительных работ и торжественное открытие нового арт-центра намечены на октябрь.

Factory International, на создание которого потрачено £211 млн, самый крупный в Великобритании проект в сфере культуры с государственным участием с момента открытия музея Тейт Модерн в 2000 году. Он станет еще одним воплощением модернистской мечты о многофункциональной культурной площадке, этаком гибриде концертного зала, консерватории, экспоцентра, театра и арт-пространства. Возможно, архитекторам бюро OMA, основанного Ремом Колхасом, все же удалось справиться с поставленной задачей.

Между тем она была непроста: Factory International должен быть способным адаптироваться практически к любым художественным задачам. «Но мы нисколько не боялись браться за эту работу, даже напротив — мечтали, — говорит дизайнер проекта Эллен ван Лун из OMA. — Техзадание было очень коротким, оно умещалось на одном листе формата А4, но заказчики просили именно то, что мы сами всегда мечтали создать».

Впечатляет масштаб здания: оно похоже на ангар или завод по сборке машин. Фото: David Levene
Впечатляет масштаб здания: оно похоже на ангар или завод по сборке машин.
Фото: David Levene

По словам Джона Макграта, арт-директора Factory International, здание предоставляет художникам огромные возможности для выбора. «Например, в главном помещении установлена полномасштабная театральная сетка (ткань для создания декораций и членения пространства. — TANR) размером 64 на 34 м, — говорит он, — так что авторы могут размещать работы и планировать зрительные залы в любой точке пространства».

Однако не получится ли в итоге здание, которое будет обо всем, но ни о чем? «Площадки для культурных институций довольно дороги, — объясняет ван Лун. — Это не единственный случай, когда был превышен бюджет, и, если уж тратится так много государственных средств, надо проектировать по максимуму».

«Художники в целом работают с широким спектром инструментов и средств, — отмечает Макграт. — В нашем пространстве авторам не придется заранее решать, на какой практике сосредоточиться. Мы предложим начать с концепции и идеи, а затем изучить, какая форма лучше всего подойдет для воплощения».

Factory International расположен на берегу реки Ирвелл рядом со старой железнодорожной веткой, несколькими викторианскими складами и стремительно растущими жилыми кварталами в престижном городском районе Сент-Джонс. По словам ван Лун, она «хотела сохранить ощущение индустриального триумфа от этого района Манчестера — а это не только кирпичные склады, но и более современные здания, промышленные склады и большие бараки, возникшие, по-видимому, здесь стихийно, без какой-либо архитектурной мысли».

Архитектурное решение здания призвано сохранять память об индустриальном прошлом района. Фото: Pawel Paniczko
Архитектурное решение здания призвано сохранять память об индустриальном прошлом района.
Фото: Pawel Paniczko

Стремление к внешней красоте никогда не было в приоритетах OMA, хотя структура Factory International, напоминающая глыбу, кажется радикальной в своей эстетике — даже для этого бюро. Конечно, впечатляет масштаб здания: оно похоже на ангар или завод по сборке машин. Есть зрительный зал на 1,6 тыс. мест, получивший название «Холл», но основное пространство, «Склад», представляет собой гигантское помещение с бетонными стенами и подвижными перегородками, позволяющими при необходимости создать несколько зон.

Интерьер включает часть железнодорожного моста начала XIX века. Но очарование историей этих мест идет гораздо дальше, вплоть до недавнего прошлого. «Мы очень хорошо изучили историю города. Так, здесь был легендарный диско-клуб Haçienda — а это музыка, на которой я вырос, например той же группы Joy Division», — говорит Макграт. Правда, здание клуба впоследствии было снесено, а на его месте появился многоквартирный жилой комплекс. Отдавая дань уважения культурному наследию Манчестера, в проект пригласили Бена Келли, разработавшего облик диско-клуба Haçienda в 1982 году. А Питер Сэвилл, один из основателей лейбла Factory Records и дизайнер, придававший обложкам пластинок индивидуальность, участвовал в создании графического образа нового здания.

«Нам не хотелось, чтобы это был еще один Турбинный зал — пустое помещение с большой инсталляцией в центре, — говорит ван Лун, бросая камень в огород Тейт Модерн. — Вместо этого мы намеревались создать пространство, где можно было бы наблюдать за рождением произведения искусства, где вещи возникают прямо перед вами и вокруг вас. Искусство стало настолько ценным, что его прячут в запасниках или за стеклом, хранят чуть ли не в лабораторных условиях. Мы же хотели сделать место, где к работам можно протянуть руку и потрогать их, — настоящую фабрику искусства». 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+