18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Родословная отечественного дизайна — с именами и трендами

Будильник Б-8. 2-ой Московский часовой завод. 1940-1950-е. Фото: Московский музей дизайна
Будильник Б-8. 2-ой Московский часовой завод. 1940-1950-е.
Фото: Московский музей дизайна
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Каталог выставки «История российского дизайна. Избранное»: больше, чем каталог, но меньше, чем выставка. Издание Московского музея дизайна содержит не только информацию об экспонатах, но и анализ 100-летней истории вопроса

Московский музей дизайна выпустил книгу «История российского дизайна. Избранное». То же название носит выставка, которая открылась в залах этого музея в Новой Третьяковке в 2022 году и, время от времени обновляясь, работает до сих пор. Большинство предметов, опубликованных в книге, — экспонаты выставки. Но это не каталог, а, скорее, богато иллюстрированный очерк истории отечественного дизайна, отдельные главы которого написали шесть авторов: директор музея Александра Санькова, его ведущий научный сотрудник Ольга Дружинина, коллекционер и знаток дизайна Азат Романов, преподаватели Строгановской академии — Александр и Екатерина Лаврентьевы, Евгений Жердев.

«История российского дизайна. Избранное». М.: Московский музей дизайна. 2022. 272 с., ил.
«История российского дизайна. Избранное». М.: Московский музей дизайна. 2022. 272 с., ил.

Московский музей дизайна существует с 2012 года. За это время он организовал более 20 выставок, причем многие из них были передвижные. Показывали их на разных площадках, от Музея Циммерли в США до Омска и Выксы. Музей хорошо известен профессиональному сообществу во многих странах. Он издал несколько книг на русском и английском языках. При этом он — частная организация, существующая без регулярной государственной поддержки. Раньше, в эпоху «капковской оттепели», у него была площадка в московском Манеже. Потом музей долго не имел собственного выставочного пространства и лишь относительно недавно получил в распоряжение половину антресольного этажа в Новой Третьяковке, где раньше находился ЦДХ.

По мере того как пополняется коллекция музея, отбор предметов, которые он показывает на своих выставках, становится все более строгим и осмысленным. На последней из них, той самой, на материале которой вышла книга, я видел редкости, от которых замирало сердце: мебель, спроектированную Юрием Соловьевым, легендарным директором Института технической эстетики, для собственной квартиры; графику Абрама Дамского — главного советского специалиста по светотехнике; дипломный проект Александра Лаврентьева, важного персонажа художественной сцены 1970–1980-х годов и одного из авторов этого издания; и превосходные работы нескольких молодых дизайнеров. Далеко не все экспонаты принадлежат музею — многие взяты на время из личных архивов дизайнеров или их потомков.

Кресло для отдыха. Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), Шатурский мебельный комбинат, 1970-е. Фото: Московский музей дизайна
Кресло для отдыха. Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), Шатурский мебельный комбинат, 1970-е.
Фото: Московский музей дизайна

О том, что музей показывает в Новой Третьяковке, можно составить представление по книге, но оно не будет полным. Не все, что показано на иллюстрациях, можно найти на выставке. Предметов, появившихся в обновленной экспозиции уже после того, как книга вышла в свет, в ней, естественно, тоже нет. В целом выставку и книгу музей рассматривает как два разных способа отчитаться об одном исследовании. Они связаны между собой не напрямую, а, так сказать, генетически.

Книга охватывает историю предметного и графического дизайна в России с начала XX века до наших дней. Тема обширная, и поэтому авторы добавили в заголовок осторожное уточнение «Избранное», как бы извиняясь перед читателями за то, что раскрывают тему фрагментарно. Опасение напрасное: более широкой панорамы истории отечественного дизайна сейчас не существует. Особенно подробно освещены последние несколько лет: раздел о современном дизайне занимает 70 страниц — треть объема книги. В ней нашлось место и для книг, и для плакатов, и для предметов интерьера, и для транспорта.

Авторы издания — ведущие современные историки дизайна, и написанные ими главы — качественные научно-популярные очерки. При этом они разные. Эссе Екатерины Лаврентьевой о графическом дизайне увлекательно читать, следя за полетом мысли автора, притом в нем достаточно и фактического материала. Главе Азата Романова недостает образности и свободы, которые я ценю в его текстах в социальных сетях. А когда читаешь отчет Александры Саньковой о современном состоянии российского дизайна, который идет «отличным от западного путем» и сохраняет «культурные коды», сложно не увидеть здесь связи с тем обстоятельством, что книга издана при поддержке нескольких государственных организаций.

Самовар электрический с чайником «Спутник» К. Собакин. 1975. Фото: Московский музей дизайна
Самовар электрический с чайником «Спутник» К. Собакин. 1975.
Фото: Московский музей дизайна

Мне известно, что информация, изложенная в текстах книги и подписях к ее иллюстрациям, получена в результате серьезных исследований: архивных изысканий, интервью с дизайнерами. Но в ней нет ни библиографии, ни ссылок, из-за чего достоверность собранных сведений невозможно оценить. Подписи не во всем следуют стандарту музейного этикетажа: в них не указаны материалы, из которых сделаны предметы, и их размеры. Можно сказать, что степень научности издания соответствует уровню учебного пособия, но не монографии.

При всем том, повторю, «История российского дизайна. Избранное» — самый богатый источник сведений о дизайне России последних 100 лет. Нигде больше не найти такого количества предметов, имен, дат. В книге подведен итог десятилетней собирательской и исследовательской работы музея. Это дорогого стоит. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+